Владимиру Васильеву – 70!
На свои первые в жизни уроки танца в хореографический кружок Кировского дворца пионеров Владимир Васильев бегал практически тайком, до тех пор, пока педагог кружка Елена Россе не вызвала к себе его родителей, работавших на фабрике технического войлока, чтобы настоятельно рекомендовать отдать ребенка в училище Большого театра. Через год, в восьмилетнем возрасте, он уже исполнял на легендарной сцене русский и украинский танцы. В будущем здесь его ожидают триумф за триумфом и боль обид, уход, возвращение и новый уход.Но в тот раз восхищенный юный танцовщик впервые видит незнакомый и очень красивый мир и, придя домой, старается повторить увиденные вращения и пируэты.Коллеги, так часто скупые на похвалы, не сдерживали эмоций. «Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом, плясовым огнем и взрывчатой силой», – говорил знаменитый премьер Большого Михаил Гобович. «Мы присутствуем при рождении гения», – убеждала одна из педагогов Тамара Ткаченко. Марис Лиепа, с которым Васильев будет долгие годы делить легендарного «Спартака», признавал: «Васильев – это гениальное исключение из правил! Он обладает феноменальным талантом в технике и в актерском мастерстве, и во владении танцевальной фразой, и в музыкальности, и в умении перевоплощаться и т. д.» А Федор Лопухов добавлял: «По разноликости он не идет ни в какое сравнение ни с кем... Он ведь и тенор, и баритон, и, если хотите, бас». Великий балетмейстер Касьян Ярославич Голейзовский выделял Васильева изо всех когда-либо виденных им танцовщиков, называя его «настоящим гением танца». Хореограф Серж Лифарь говорил: «Я хорошо знал Нижинского, он считался лучшим танцовщиком в мире.Но теперь я могу с полной ответственностью утверждать, что Васильев превзошел своего знаменитого предшественника во всем».Владимир Васильев, обладатель мыслимых и немыслимых наград (назовем самую престижную – Гран-при Международного конкурса артистов балета, который с тех пор вот уже больше сорока лет никто не получал, самую громкую – Ленинскую, за Спартак», и самую дорогую – московскую «За честь и достоинство»), оказался одним из главных революционеров в мужском танце, которому в балете отдавалась заведомо вспомогательная роль. Васильев взорвал эту традицию, выплеснул на балетную сцену девятый вал страсти, огня, нежности, мудрости и драматизма. Уже в 18 лет (возраст кордебалета) получил предложение от Галины Улановой стать ее партнером в «Шопениане», а Юрий Григорович именно его увидел в роли Данилы-мастера в «Каменном цветке». Впоследствии именно с Васильевым Григорович поставил свои лучшие балеты. В своем желании ставить «на Васильева» он был далеко не одинок: Морис Бежар, Касьян Голейзовский, Франко Дзефирелли, Лорка Мясин и многие другие последовали его примеру.Титул гения танца, лучшего танцовщика мира, шлейфом протянулся через всю жизнь в искусстве Владимира Викторовича. Но не менее важно и другое – за всю эту долгую и красивую жизнь он ни разу не сфальшивил по-человечески.Всегда умудрялся сохранять независимость: от вынужденных простоев в Большом театре спасала колоссальная востребованность в мире, собственные балеты, работа в смежных жанрах (в том числе постановка хореографии в драматическом театре, например, в легендарной «Юноне» и «Авось»). От самого балета – кино, драматический театр, стихи, живопись, которой Васильев занимается с молодости. От былых обид – настоящее мужское чувство: «если не я, то кто ».Так, однажды отправленный на пенсию вместе с Максимовой, Плисецкой, Лиепой и Лавровским, Владимир Васильев согласился возглавить Большой в самое тяжелое для него время. За короткое время своего руководства он практически спас театр, ввел контрактную систему, возродил традицию бенефисов, создал пресс-службу, сайт театра и его видеостудию. Начал подготовку к реконструкции, предварительно обеспечив труппе новый дом – Новую сцену. Привел в театр Питера Устинова, Пьера Лакотта, Сьюзен Фарелл, Юбера де Живанши и других выдающихся мастеров. Провел множество гала-концертов и благотворительных вечеров и… узнал о своем увольнении по радио в связи с упразднением должности.Празднование 70-летия Владимира Васильева растянулось во времени и пространстве, ибо нет на Земле такого зала, который вместил бы всех его поклонников.Они стартовали в марте: в нью-йоркском Сити-центре состоялся грандиозный галаконцерт с участием балетных звезд ведущих театров мира на фоне проекций картин Владимира Васильева. Впрочем, гвоздем программы стала миниатюра на музыку Шопена в исполнении самого маэстро и восемнадцатилетней Дарьи Хохловой из Большого театра.А непосредственно в день юбилея Владимир Викторович открыл в Перми престижный балетный конкурс «Арабеск», жюри которого возглавляла его вторая половина в жизни и на сцене Екатерина Максимова. 25 мая юбилейную эстафету подхватит Париж, а затем Владимира Викторовича ждут в Красноярске и Воронеже с постановками балетов «Красный мак» и «Макбет».