Антон Хабаров: Артисты — люди нервные, спиваются из-за нереализованности
В новом сериале «Свадьбы и разводы» Антон Хабаров предстал в образе циника-адвоката и был в нем вполне органичен.
— Антон, ваш герой Марк в сериале «Свадьбы и разводы» весьма циничный человек. А в вас самом цинизм присутствует?
— Мне тридцать восемь уже, конечно, во мне есть цинизм. (Улыбается.) Иначе я производил бы впечатление не очень умного человека. Мой герой Марк — потомственный адвокат, блестяще окончил университет, он выигрывает самые безнадежные, тупиковые дела и убежден, что развод приносит людям счастье.
— Готовясь к роли, вы консультировались с юристами, которые занимаются бракоразводными процессами?
— Да, естественно. Из четырех адвокатских контор, в которые я написал, согласием ответила только одна. Я получил некий набор инструментов, понял, как вести себя. В американском кино, например, работа адвоката в суде — это целый театр. А у нас очень жесткие правила, с места не сойдешь, чтобы даже бумагу какую-нибудь передать...
— Сейчас столько скандальных ток-шоу на тему разводов! Как вы думаете, откуда бы такая популярность?
— Это же жвачка. Кому интересно говорить о профессии, думать, напрягать мозг, вчитываться, изучать? А там Славка развелся с Манькой, и это гораздо интереснее. Скандалы всегда пользуются популярностью. В Древней Греции или в Египте было выбито на камне: «Молодежь уже не та». (Улыбается.) Поэтому ничего нового. «Хлеба и зрелищ» — так устроены люди, что поделать...
— В отличие от своего героя, вы счастливый семьянин. Что можете сказать юному поколению, которое все меньше верит в институт брака?
— Могу сказать, что не надо спешить вступать в брак. Первые года четыре отношений — это сильное сексуальное влечение, гормональный всплеск, химия. А когда это проходит или утихает, тогда можно понять, любишь ты человека или нет.
Когда мне по прошествии трех лет отношений с девушкой знакомый говорит: «Разлюбил и расстался», — я понимаю, что он просто не любил человека. Любовь — это чувство, которое догоняет тебя. Его многие либо не дожидаются, либо путают со страстью.
— Вы хорошо играете на фортепиано. Окончили музыкальную школу?
— Я отучился года три–четыре, но не окончил ее… Хотя были прекрасные оценки, помню, даже приводили других педагогов посмотреть на меня. Я и сейчас во всех своих спектаклях сам за инструментом. Всегда прошу написать в программке, что исполнение идет вживую, потому что никто не верит, думают, что играет фонограмма. Мне иногда приходится специально ошибаться в середине мелодии. Как музыканты говорят — «давать по соседям», по соседним нотам, чтобы люди поняли, что это живое исполнение.
— Вы же еще и кандидат в мастера спорта по бальным танцам.
— Да, все верно. И серебро по России у меня. Я бы получил золото, но в тот день травмировал ногу. Посмотрел какой-то фильм про карате, вышел в коридор, сделал прием и рассек себе ногу до мяса… о педаль фортепиано. Вот такая ирония судьбы. Помню, как мне засыпали анальгин прямо в рану, крошили и засыпали. Но я дотанцевал. Люди, которые чего-то достигают, много-много вкалывают.
Например, я когда-то думал: «Что сложного в ведении передачи?» Но когда я участвовал в «Танцах со звездами», прямой эфир вел Максим Галкин. Я был просто поражен, насколько это профессиональный человек и как он виртуозно с юмором общается. Ни одной запинки!
— Как родители восприняли ваше решение пойти в актеры?
— Они никогда не лезли в мои решения. И моя сестра так же самостоятельно выбрала ветеринарию. У нас вечно на балконе был какой-то зверинец — подбитые голуби, спасенные котята... Это был кошмар! А сейчас к ней громадные очереди, она главврач клиники и занимается любимым делом.
— Какие воспоминания остались от театрального общежития Щепкинского училища?
— Мне запомнилась реакция посторонних людей, которые попадали к нам в общежитие с утра… Три комнаты. В одной жили мы с женой, с нами еще две девушки. В остальных — другие ребята. У нас было такое распределение: я гладил, я это очень хорошо умею делать, Ленка, жена, готовила завтрак, Катька Порубель из соседнего номера чистила всем обувь. И когда человек пришел к нам в гости, он был просто в шоке. «Почему тебе чистят обувь?» Я говорю: «Ничего страшного, а я им глажу». Конечно, люди все разные. Случались и попойки в общежитии.
Я не участвовал. Надо было вкалывать, потому что времени очень мало… Театральный институт — для того, чтобы понять себя, увидеть свои слабые и сильные стороны.
— Вас сразу взяли в «Современник». Повезло?
— Я туда не показывался. Меня просто попросила одна партнерша выйти в спектакле по рассказу Шукшина «Привет Сивому» в роли официанта, который говорит только: «Было недурно». Я вышел с подносом, сказал: «Было недурно». Галина Борисовна Волчек после показа сказала: «Никого не берем. А берем только Хабарова из мальчиков».
— Как вас, вчерашнего студента, приняли в театре?
— Я пришел сразу на главную роль. Пока играл главные роли, я там был. А потом, когда сменились лидеры, не стал сидеть в буфете и травить байки про то, что я такой замечательный, но меня никуда не берут. Я просто написал заявление и ушел в другой театр, где стал играть хорошие роли.
Перестал играть там — перешел в третий. Я считаю, что прошло то время, когда надо сидеть на одном месте. Артисты — люди нервные, спиваются из-за нереализованности, но боятся перехода в другое место. Чего бояться? Театров в Москве много.
— Служение в театре по-прежнему важно для вас?
— Я к театру отношусь как к любимому месту работы. Вот у меня была картина, а мы выпускали «Вишневый сад» с Безруковым, и я остановил съемки. В театре получаешь профессию. В кино ты пользуешься тем, что наработал в театре. У меня в «Вишневом саде» двадцать сцен, и я их репетирую шесть месяцев. В кино на одну из таких сцен дается два часа максимум. Вот скоро выйдет проект «Казанова» на Первом канале. У меня там восемь ролей. Восемь разных характеров. И только благодаря театру я прошел тяжелейшие пробы.
— То есть если нет театральной школы, то и в кино может быть провал?
— Ну конечно. Нам бы конкуренцию пожестче в нашем кино. Мы же не любим футболистов или хоккеистов, которые плохо играют. Почему мы должны терпеть артистов, которые заваливают проекты, но их все равно берут в следующие. Около нашей профессии вообще много флера. Я клянусь вам, что не понимаю: почему у артистов нужно брать интервью? Артист вообще ничему не может научить. Это часто люди с такими комплексами, с такой нереализацией! Это такая же профессия, как доктор, журналист, строитель…
— Вы работаете в Губернском театре под руководством Сергея Безрукова. Какой он начальник?
— Он разный. Бывает мягкий, бывает жесткий. Он не терпит неуважительного отношения к профессии, потому что сам работяга и трудяга.
— Вам приходилось играть очень известных людей из прошлого — Харламов в «Фетисове», адмирал Щастный в «Троцком»... К таким ролям как-то особенно нужно готовиться?
— Расскажу историю про Харламова. Я пришел на пробы. И художник по гриму сказала во всеуслышание: «Кого ты мне привел? Он не похож на Харламова». Потом ее уволили еще за несколько других проступков. Я приезжал на примерку парика около недели. Я других гримеров мучил, потому что я у Харламова на лице разглядел следы от шайбы.
И оспинки. Я нашел кучу его дневников. Много про него прочитал. Нашел его единственное интервью, которое длилось около 12 секунд… И я понял, что это безумно скромный человек. Болезненно застенчивый. Он во время интервью ни разу глаза на камеру не поднял.
Говорит: «Ну какой я великий хоккеист? Вот Петров, Михайлов дают пасы, я и забиваю». Вот так я его и сыграл. А потом мне позвонил Фетисов, пригласил на свое шоу и сказал: «Ты не представляешь, как ты точно сыграл Харламова». Я считаю это своей личной победой.
— В «Докторе Живаго» вы играли с Олегом Янковским и очень тепло о нем отзываетесь…
— Он очень хорошо ко мне отнесся и сказал много добрых слов про мое будущее в профессии. Олег Иванович был интеллигентом. То, как он завтракал, можно было снимать для школы этикета. Это была просто фантастика! Я помню, у меня не получалась первая сцена.
Он остановил съемку, отвел меня в сторону, терпеливо все объяснял, раскладывал по полочкам. Я был молодой артист, мне давали на обед суп, я ел на капоте машины. Но я не жалуюсь, в этом нет ничего страшного. А Олег Иванович звал меня в свой вагон. Я помню, снимали как-то в заброшенном месте, на заводе. Ночь, грязь. Продюсеры про меня забыли… Уехали, короче.
И едет его машина. Он остановился, посадил меня, довез. Много историй мне рассказывал. Рассказывал, как снимался у Тарковского, как снимался в «Служили два товарища». Эти четыре месяца съемок с ним — большое счастье для меня.
— Дочка и сын смотрят ваши работы?
— Нет. У нас нет культа папы-артиста. Портреты мои в доме не висят. (Смеется.) Папа — это просто папа. Хотя они знают, что я актер. И в театр они ко мне приходят. И уважают то, чем я занимаюсь. И меня любят. Мне этого достаточно.
— Ваша жена тоже актриса. Конкуренции между вами нет?
— Соревнование, безусловно, есть, когда играем в одном спектакле и каждый хочет обыграть другого. Вам врут, если говорят, что в семейных парах такого нет. Но между нами конкуренция добрая. Мы работаем на общее дело, и когда друг друга хотим переиграть, это только обогащает спектакль. На наши с Леной спектакли очень-очень много зрителей ходит.
— Как проводите свободное время?
— Я занимаюсь дайвингом, мы с женой ныряем вместе, погружаемся на большие глубины, до 40 метров. Нужно еще сдать квалификацию, чтобы посмотреть затонувшие корабли. Если у тебя хороший инструктор, не надо ничего бояться. Ты получишь такое удовольствие, это как побывать в космосе. А с детьми мы ездим на дачу к друзьям. А вот Москва у меня ассоциируется только с работой.
СПРАВКА
Антон Олегович Хабаров родился в 1981 году в Балашихе Московской области. В 2004 году окончил Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина (курс В.И. Коршунова). Работал в «Современнике», театре имени Маяковского. В 2010 году принял участие в проекте «Танцы со звездами». С 2013 года зачислен в труппу Московского Губернского театра, параллельно снимается в кино. Играл в известных сериалах «Доктор Живаго», «Братаны», «И все-таки я люблю», «Закрытая школа», «Троцкий» и других.