Ремонт путепровода на Ленинградке вылился в настоящий дорожный хаос
НЕДАВНО был закрыт на ремонтные работы путепровод на 24-м километре Ленинградского шоссе, что создало массу неудобств для автолюбителей.Ремонт дорог – это всегда неудобно, не вовремя и некстати: людям каждый день надо кудато ехать, и так или иначе все всегда спешат. Еще хорошо, что сейчас лето – сезон отпусков, все же поток машин летом не такой интенсивный. Но в данном случае имеет смысл взглянуть чуть шире, не просто на ремонт участка дороги. Аварийные, критические, проблемные ситуации более выпукло и наглядно, более красочно демонстрируют существующие проблемы. Проблемы нужно решать, потому что эти аварийные ситуации высвечивают также и абсурд сложившихся отношений.Дело в том, что совершенно непонятно с точки зрения закона, кто же ответственен за злосчастный мост.Руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Андрей Цыбин заявил, что Москва берет на себя ремонт аварийного объекта, и к 1 октября он будет введен в эксплуатацию. Все возможные информационные табло, таблички уже установлены, водители оповещаются заранее об изменениях в движении.Сам мост работает, но в ограниченном режиме (по две полосы в каждом направлении). Ремонтникам будет непросто – они вынуждены также согласовывать режим противоаварийных работ с РЖД и расписанием движения поездов. Также было принято решение, которое наверняка вызвало возмущение автовладельцев, – это запрет на въезд и выезд на мост с МКАД. Это неудобство объясняется просто: грузовые фуры, которые составляют немалую часть автопотока МКАД, нежелательно пускать для проезда на аварийный мост – он может элементарно не выдержать тяжести машин, и тогда неудобства обернутся трагедией.[b]Кто хозяин моста?[/b]Но, кроме эмоций автомобилистов, есть еще и факты. Факты довольно просты и незамысловаты. Развязка (путепровод) территориально находится не в Москве, а за МКАД, уже в Московской области. Факт второй: дорога эта даже не областная, а федеральная, следовательно, все объекты, которые входят в ее состав, – также федеральная собственность. Москва является балансодержателем моста.На практике это значит, что она до сих пор его ремонтировала, убирала снег, чистила, что называется, содержала.Этот экономико-правовой треугольник с запутанной системой правовых, имущественных и финансовых отношений, к сожалению, не редкость в нашей стране, это встречается сплошь и рядом.Но от несовершенства этих отношений возникает один и тот же эффект – неудобства терпят люди, вынужденные менять свои планы, маршруты, теряющие время в стоянии в пробках и так далее.Вот и получается как в мультфильме про Простоквашино: когда его герои брали у государства корову, то они думали, кому же принадлежит теленок, родившийся от коровы, и мороз, который дает арендованный холодильник.С холодильниками и коровами все более-менее понятно, с дорогами несколько сложнее.Если дорожный объект принадлежит кому-то из субъектов Федерации, то все расходы по содержанию этого дорожного объекта – по крайней мере в Москве все именно так – естественным образом должны лежать на плечах собственника. В истории с мостом совсем иначе: «холодильник» по-прежнему в собственности федерального центра, стоит он в чужой квартире – то есть на территории области, а «мороза» при этом нет никакого.Москве нет никакой выгоды от того, что она отвечает за этот мост, потому что он ни формально, ни территориально не имеет к Москве никакого отношения.[b]Правовая коллизия[/b]На сухом юридическом языке это называется «правовая коллизия». По Бюджетному кодексу Москва не имеет права ремонтировать ни федеральную автотрассу, ни территории вне Москвы (мост находится в Химках). Но при этом участок висит на структуре Департамента ЖКХ Москвы – ГУП «Гормост». Столичное правительство неоднократно пыталось передать проблемный путепровод подмосковным властям или Министерству транспорта – либо тем, на чьей территории он находится, либо его владельцам, но пока никаких результатов это не принесло. Все остается по-прежнему: принадлежит объект одному, находится на территории другого, а ремонтирует его третий – чудеса. В 2008 г. Московская область согласилась было взять содержание объекта на себя, Москва была не против, но в 2009 г. «концепция изменилась» и область отказалась от своих обязательств – воз остался на месте. Никаких комментариев со стороны подмосковного руководства в этой связи озвучено не было.Думается, что в этой ситуации волю и некую дальновидность, которая на самом деле укладывается в рамки простой логики, должны проявить федеральные власти и ведомства – Министерство транспорта, Министерство финансов.Такое решение может быть выдвинуто только сверху, то есть с уровня государства, а не города. В последнее время актуальность вопросов, связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры по стране в целом, обсуждается на самых высоких уровнях властной вертикали. Недавно президент России Дмитрий Медведев даже специально остановился на вопросе выделения финансирования из федерального бюджета на транспортное развитие столицы. Москва – это больше чем просто город, это центр экономики и политики страны, центр, инфраструктура которого должна соответствовать высокому столичному статусу.