Продавец – друг человека
НЕДАВНО прошел финал соревнования «Продавец-2010», который проходил в рамках традиционного конкурса «Московские мастера». Участие в соревновании приняли лучшие специалисты розничной торговли из 10 административных округов города. Москва может похвастаться тем, что здесь представлен почти полный ассортимент мировых товаров. В городе ежегодно открывается более 1000 торговых центров и специализированных магазинов, а в сфере торговли и услуг заняты более 1,5 млн человек, целая армия, причем неплохо оплачиваемая – в течение 5 лет в среднем оклады продавцов выросли вдвое. – Прошло то время, когда не товары ломились на прилавках, а люди ломились к прилавкам, – рассказал руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков. – Мы можем гордиться тем, что создали хорошие условия. Теперь товары есть, но их нужно уметь продавать. Торговая профессия востребована, а этот конкурс призван поднять ее престиж. Тем более что московские продавцы уже считаются лучшими в стране. Состязания между работниками прилавка состояли из трех этапов: предварительный проходил на торговых предприятиях, отборочный проводился на уровне административных округов, и финальный – на городском уровне. По итогам первых двух этапов определили 17 финалистов, но только два представителя сильного пола дошли до финала, что отнюдь не означает, что торговля – чисто женская профессия. Например, финалист конкурса Андрей Сысоев оказался продавцом-консультантом в парфюмерном магазине и по профессиональным качествам ничем не уступает своим коллегам-женщинам. Конкурсанты прошли четыре ступени финала: «Я и моя профессия», «Реклама товара», «Клиент всегда прав», «Лучшее оформление витрины». Первое задание – представить жюри свою «визитную карточку», то есть рассказать о себе, своей профессии, о своем предприятии. К нему финалисты подошли творчески: пели песни, гимны и оды своим фирмам, другие читали стихи, третьи рассказывали удивительные факты и совпадения, благодаря которым их жизнь оказалась связана с профессией продавца. Выяснилось, что участница под номером 7, в миру Татьяна Новикова, родилась в семье военнослужащего, и решила стать продавцом на предприятии, производящем военную одежду. Там она познакомилась со своим мужем, который оказался военным в отставке. В общем, все у нее получилось по-военному правильно. На конкурсе с переменным успехом «рекламировали» парфюмерию, обувь, хлебобулочные, меховые и текстильные изделия, каши, ликероводочную продукцию и т. д. Конкурсантка из Зеленоградского округа, представлявшая семейное предприятие, так увлеклась, что без доли сомнения заявила всей честной судейской компании: «Без алкоголя нашу жизнь представить нельзя!», чем заработала в свой адрес аплодисменты. Другие наоборот – так волновались, что говорили тихо, теряясь перед строгим жюри. Выручали шпаргалки, в которые они время от времени заглядывали. В конкурсе на лучшее оформление витрины каждый пытался по-своему завоевать расположение комиссии: одни – широким ассортиментом, другие – за счет дизайнерского решения и оригинальности. А некоторые так просто дразнили публику своим товаром: хлебные корзины, например, выглядели так аппетитно, что зрители больше поглядывали в их сторону, нежели на конкурсантов. Но жюри держалось стоически и оценивало не по одежке и товарам, а по профессиональным качествам. – Я прихожу в те магазины, где меня ни разу не обманули, не нахамили, где качественный товар, где чисто и аккуратно, – подытожил Владимир Малышков. Поэтому судьи, они же организаторы конкурса «Продавец-2010», оценивали еще и культуру общения, знание этикета, норм и правил торговли, словом, – умение сочетать теоретические и практические навыки. Три призера конкурса были определены по общей сумме баллов, набранных за 4 задания. Победителей ждет встреча с московским мэром, который 2 сентября вручит денежные премии: «за золото» – 100 тысяч рублей, 60 тысяч – за второе место, и 40 тысяч рублей – за третье.