Птица счастья завтрашнего дня
Сегодня открывается 67-й Международный Венецианский кинофестиваль, в основном конкурсе которого в этом году представлен и фильм «Овсянки» нашего соотечественника Алексея Федорченко. За главный приз одного из самых престижных в мире киносмотров, наряду с картиной Федорченко, будут бороться еще двадцать две ленты – среди них новые работа Даррена Аронофски, Софии Копполы, Тома Тыквера и других «достойнейших». Для российского режиссера это будет уже второй «венецианский» вояж. Предыдущий – пять лет назад – закончился феерически: его «Первые на Луне» победили в секции «Горизонты» и стали одним из самых интересных событий фестиваля.Чем Алексей Федорченко собирается удивить Венецию на этот раз?[b][i]Шок или шик?[/i]– Алексей, весь Интернет шумит, что вы везете в Венецию откровенную эротику, которую нельзя смотреть «детям до 18».[/b]– На самом деле ничего такого, что может шокировать «детей до 18», в нашей картине нет. Я думаю, если дети ее посмотрят, ничего страшного с ними не случится. В картине действительно много эротики. И она невероятно красивая.[b]– Я прочла, что сами вы определили «Овсянок» как «эротическую драму с вкраплениями сказки».[/b]– Нет, я так не формулировал. Но термин «эротическая драма» действительно звучал.Жанр «Овсянок» определить сложно. Это, конечно, драма. Это сказка для взрослых. Это роуд-муви. И, как я уже говорил, эротика там действительно есть.[b]– В одноименной повести Дениса Осокина, по которой снят фильм, ее тоже достаточно много...[/b]– Да, но меня, разумеется, не только это в ней привлекло. Книга Дениса получила Гран-при на литературном конкурсе «Аксенов-фест». Это большая литература. Мне кажется, Денис – очень глубокий, нежный писатель с уникальным взглядом на простые вещи. Он видит в них второй, третий, четвертый смысл. Это меня очень привлекает в вещах Дениса.[i][/i][b][i]Овсянки – это не каша[/i]– А что это за птицы такие – овсянки? Стыдно признаться, но раньше я о них не слышала.[/b]– Многие не слышали, не только вы. И у многих слово «овсянки» в первую очередь ассоциируется с кашей. Когда мы начинали снимать, стали выходить статьи. И каждая вторая называлась «Овсянки, сэр». Сейчас, конечно, все уже знают, что наши овсянки к каше не имеют никакого отношения.Наши овсянки – это замечательные птицы. Лесные воробьи зелено-желтого цвета. Они живут практически на всей территории России, их около тридцати видов. Их много, но их никто не видит.Они не очень заметные, но поют безумно хорошо. Их специально держат в клетках, их пение уникально. И они учат петь канареек. Поэтому трели русских канареек еще называются «овсяночными» трелями.[b][i]Не лепи Горбатого![/i]– Насколько я знаю, съемки «Овсянок» проходили по всей стране, в том числе и Горбатове – самом маленьком городе России, в котором живут всего четыре тысячи человек. Что собой представляет этот город?[/b]– Это маленький городок на высоких берегах Оки, который всегда существовал за счет местной канатной фабрики. Там всегда делали канаты, всю жизнь. Сейчас там тоже канатная фабрика и коррекционные интернаты для глухонемых детей – такие вот градообразующие предприятия. Ну, еще два санатория, перенесенных из начала 70-х практически без изменений, – МВД и еще какой-то.Волшебная природа и остановленное время. И люди в некоем анабиозе.[b]– А где еще вы снимали?[/b]– Мы отбирали натуру, которая была описана Денисом в книге. Сначала мы проехали с Денисом всю эту дорогу – от города Нея Костромской области в город Горбатов Ивановской. Отобрали почти все объекты. Потом я, по этой же дороге, проехал с Михаилом Кричманом и Андреем Панкратовым – оператором и художником-постановщиком.Мы утвердили объекты. Фактически по этой трассе – а это Костромская, Ивановская и Нижегородская области – мы и нашли все. Кроме исходного пункта, потому что сам город Нея нам не понравился. Нет, он оказался замечательным, но не подходил нам по образу. Мы долго его искали. Но летом того же 2008 года мы с Денисом Осокиным снимали документальный фильм «Ветер Шувгей» – о городах болгарских лесорубов в тайге Коми. Там много лет существовало несколько городов, построенных болгарами, где они жили и рубили лес. А потом в одночасье эти города были покинуты. И сейчас в тайге можно найти шикарные дороги, которые ведут в никуда, и развалины «городов будущего», которые в одночасье перестали существовать.И когда мы зашли в тупик с Неей, я вспомнил про один из таких городов. И это один в один подошло под наш замысел. И мы поехали в Коми.А осеннюю и зимнюю натуру Неи мы снимали под Екатеринбургом на Волчихинском водохранилище. Как раз там снимались все сцены с Виктором Сухоруковым. Так что у нас было задействовано пять областей.[b][i]Народ не платит[/i]– Свои предыдущие фильмы вы снимали при поддержке государства, а как обстоят дела с картиной «Овсянки»?[/b]– Этот фильм полностью профинансировал наш продюсер Игорь Машин. Бюджет где-то миллион триста долларов. Мы несколько раз подавали на поддержку Госкино, но безуспешно.Видимо, некоторые сцены в сценарии испугали чиновников Министерства культуры, хотя ничего страшного, повторяю, в них нет. Там все безумно красиво, нежно, удивительно.[b]– Государство вообще должно поддерживать кино или кино должно учиться выживать самостоятельно?[/b]– Кино должно учиться выживать самостоятельно, но в наших условиях это пока нереально. Поэтому на данном этапе, мне кажется, государство должно поддерживать авторское кино. И я надеюсь – я уже подал заявку в Госкино на свой следующий проект «Небесные жены луговых мари», тоже по сценарию Дениса Осокина – все-таки получить эту поддержку. Тем более Министерство культуры сейчас декларирует поддержку авторского кино. И если это не авторское кино, то я вообще не понимаю, что такое авторское кино.[b]– А как вы относитесь к ситуации с расколом в Союзе кинематографистов? У вас нет по этому поводу особого мнения?[/b]– Мне это неинтересно. Неинтересна ни одна сторона, ни другая. Хотя у меня много товарищей и с той, и с другой стороны. И я не считаю критерием моего хорошего отношения к людям участие или неучастие в Союзе кинематографистов или в новом Союзе кинематографистов. У меня другие критерии отношения к людям.[b][i]Венеция против Сочи[/i]– Вы сказали, что «Овсянки» полностью сняты на деньги продюсера Игоря Мишина. Как вам работалось – ведь это ваш первый опыт работы с ним? Удалось ли избежать «вечного» конфликта между режиссером и продюсером?[/b]– Этот конфликт неминуем, он существует априори. Даже если продюсер и режиссер – одно и то же лицо. Даже когда я сам продюсирую свои фильмы, этого конфликта не удается избежать.Но все наши конфликты ни в коем случае не отражались на работе.[b]– И все-таки чье было решение снять картину с конкурса «Кинотавра» – ваше или продюсера? И как вообще возникла подобная ситуация?[/b]– История простая, и в ней нет ничего скандального. Фильм был послан и в Венецию, и на «Кинотавр».В мае начинается отборочная комиссия в Венеции, и в то же самое время окончательное решение принимает «Кинотавр». В принципе, «Кинотавр» – национальный фестиваль, и участие в нем не мешало Венеции, так как Венеция – это фестиваль международных премьер. Но в этом году «Кинотавр» по некоторым критериям стал международным фестивалем. В его программе был показан немецко-украинский фильм, в жюри были иностранцы. И Венеции показалось, что это нарушает их регламент.Они попросили снять фильм с конкурса. О том, что такое может случиться, дирекция «Кинотавра» была, конечно, уведомлена заранее. И, конечно, к этому отнеслись с пониманием, потому что «Кинотавр» – это такой… очень родной для меня фестиваль, с него началась моя киножизнь. Именно с призов «Кинотавра». То, что я не был показан на «Кинотавре», – это, конечно, неприятно, и в первую очередь для меня. Но все прекрасно понимают, что показ российского фильма в Венеции – это важно для всего российского кино.[b]– Кто вас будет поддерживать в Венеции?[/b]– Я еду с дочкой Варварой – ей прислали личное приглашение от фестиваля. И в прошлый раз – когда мы представляли «Первые на Луне» – Варвара уже ездила на фестиваль. И ее там действительно полюбили. И на этот раз директор фестиваля Марко Мюллер прислал личное приглашение для Варвары. Она уже гораздо старше, ей больше восьми лет. И она с удовольствием оставит на несколько дней школу и съездит в Венецию. Приятно пройтись по красной дорожке.[b]– На нее тоже распространяется «детям до 18»? Или вы для нее сделали исключение?[/b]– Она не видела фильм, но я с удовольствием покажу ей эту картину.