Главное
Истории
Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

«Щука» под парусами

Общество
«Щука» под парусами

УДИВИТЕЛЬНАЯ страница есть в истории советского подводного флота. Да что там – мирового! Удивительная настолько, что, если бы не факты, не документы и свидетельства, все произошедшее с подводной лодкой Щ-421 в апреле 1942 года следовало отнести к разряду тех баек, на которые моряки большие мастера.Однако все по порядку…В начале Великой Отечественной войны командиром дизельной подводной лодки Щ-421 был капитан 3-го ранга Николай Лунин, впоследствии – Герой Советского Союза, автор торпедной атаки на линкор «Тирпиц», контрадмирал и прототип главного героя в фильме «Командир счастливой «Щуки». Старпомом у Лунина был капитанлейтенант Федор Видяев, чьим именем много позже назовут заполярный гарнизон, где базируются атомные субмарины Северного флота.В марте 1942 года Лунина назначили командиром на подлодку К-21, а вместо него на Щ-421 – Федора Видяева.Во время очередного боевого похода Щ-421 имела задачу обеспечить фланговое охранение шедшего в Мурманск союзного конвоя PQ-13, а затем действовать на коммуникациях противника.8 апреля 1942 подлодка Видяева, потопившая к тому времени вражеский транспорт, подорвалась на мине неподалеку от Лаксе-фьорда. В кормовых отсеках погас свет, из поврежденных торпедных аппаратов и через трещины в корпусе хлынула вода. Видяев, осмотрев горизонт в перископ и убедившись, что вражеских кораблей в зоне видимости нет, дал приказ на всплытие.Искалеченная лодка всплыла. После тщательного осмотра выяснилось, что разрушения гораздо серьезнее, чем казалось поначалу. И все же подводникам удалось заделать пробоины. Однако о том, чтобы вновь уйти под воду, нечего было и думать.Более того, лодка потеряла ход: несмотря на все усилия мотористов, двигатели отказывались работать – слишком велики были повреждения.Единственное, чего удалось добиться, это более-менее устойчивой работы турбонасоса, с помощью которого из большинства отсеков откачивалась вода. Ко всем прочим бедам оказались обесточены или были повреждены большинство приборов.К вечеру удалось исправить радиопередатчик. Видяев доложил командующему Северным флотом: «Подорвался на мине, хода не имею, погружаться не могу. Место: 71°06' с. ш. 26°50' в. д. Жду срочной помощи». Тут же пришел ответ: помощь будет, продержитесь до подхода своих. Видяев дал отбой: понятно, что надо продержаться, но – как? В 1,5–2 милях от подводной лодки темнел вражеский берег. За то, что Щ-421 еще не обнаружили, следовало благодарить снежные заряды, которые налетали один за другим. Но отливное течение и сильный ветер сносили подводную лодку к мысу Нордкап, где находился германский наблюдательный пост. Там ее точно обнаружат! Надо срочно уйти мористее.– Что будем делать?– Если немцы обнаружат лодку и попытаются взять ее на абордаж, мы должны будем взорвать «Щуку», – сказал находившийся на борту лодки командир дивизиона капитан 2-го ранга Колышкин.– А вы что скажете? – Видяев повернулся к старпому Каутскому.– Разве что… – пробормотал тот.Предложение капитан-лейтенанта было абсолютно безумным, но это был хоть какой-то шанс.Видяев отдал приказ, и через час у подводников было два паруса, сшитых из чехлов от дизелей и торпед. Паруса подняли на перископах, и… лодка стала удаляться от берега. Управление производилось по рубочному магнитному компасу, который оказался наименее пострадавшим.Утром на Щ-421 приняли сообщение от командующего флотом о выходе к ней подводных лодок К-22, а также двух эскадренных миноносцев. Еще в радиограмме были такие слова: «В случае невозможности спасти лодку спасите людей, лодку уничтожить».Почти 13 часов подгоняемая благоприятным ветром лодка под парусом медленно удалялась от вражеского берега, пройдя за это время более 9 миль.9 апреля к «Щуке» подошла подводная лодка К-22 под командованием капитана 2-го ранга Виктора Котельникова. Экипаж «Щуки» эвакуировали, а саму ее четырежды пытались взять на буксир, но безрезультатно – мешало сильное волнение. А тут еще на горизонте появились немецкие надводный корабль и самолет-разведчик, поэтому было решено не рисковать жизнями двух экипажей.Щ-421 была потоплена.После войны были найдены немецкие архивные документы, из которых следовало, что немцы трижды обнаруживали нашу «щуку» с берега, и всякий раз принимали ее за норвежский траулер, для которых ходить в море под парусами было обычным делом.Ну не могли они представить, что под парусом идет подводная лодка!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.