Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

«Щука» под парусами

Общество
«Щука» под парусами

УДИВИТЕЛЬНАЯ страница есть в истории советского подводного флота. Да что там – мирового! Удивительная настолько, что, если бы не факты, не документы и свидетельства, все произошедшее с подводной лодкой Щ-421 в апреле 1942 года следовало отнести к разряду тех баек, на которые моряки большие мастера.Однако все по порядку…В начале Великой Отечественной войны командиром дизельной подводной лодки Щ-421 был капитан 3-го ранга Николай Лунин, впоследствии – Герой Советского Союза, автор торпедной атаки на линкор «Тирпиц», контрадмирал и прототип главного героя в фильме «Командир счастливой «Щуки». Старпомом у Лунина был капитанлейтенант Федор Видяев, чьим именем много позже назовут заполярный гарнизон, где базируются атомные субмарины Северного флота.В марте 1942 года Лунина назначили командиром на подлодку К-21, а вместо него на Щ-421 – Федора Видяева.Во время очередного боевого похода Щ-421 имела задачу обеспечить фланговое охранение шедшего в Мурманск союзного конвоя PQ-13, а затем действовать на коммуникациях противника.8 апреля 1942 подлодка Видяева, потопившая к тому времени вражеский транспорт, подорвалась на мине неподалеку от Лаксе-фьорда. В кормовых отсеках погас свет, из поврежденных торпедных аппаратов и через трещины в корпусе хлынула вода. Видяев, осмотрев горизонт в перископ и убедившись, что вражеских кораблей в зоне видимости нет, дал приказ на всплытие.Искалеченная лодка всплыла. После тщательного осмотра выяснилось, что разрушения гораздо серьезнее, чем казалось поначалу. И все же подводникам удалось заделать пробоины. Однако о том, чтобы вновь уйти под воду, нечего было и думать.Более того, лодка потеряла ход: несмотря на все усилия мотористов, двигатели отказывались работать – слишком велики были повреждения.Единственное, чего удалось добиться, это более-менее устойчивой работы турбонасоса, с помощью которого из большинства отсеков откачивалась вода. Ко всем прочим бедам оказались обесточены или были повреждены большинство приборов.К вечеру удалось исправить радиопередатчик. Видяев доложил командующему Северным флотом: «Подорвался на мине, хода не имею, погружаться не могу. Место: 71°06' с. ш. 26°50' в. д. Жду срочной помощи». Тут же пришел ответ: помощь будет, продержитесь до подхода своих. Видяев дал отбой: понятно, что надо продержаться, но – как? В 1,5–2 милях от подводной лодки темнел вражеский берег. За то, что Щ-421 еще не обнаружили, следовало благодарить снежные заряды, которые налетали один за другим. Но отливное течение и сильный ветер сносили подводную лодку к мысу Нордкап, где находился германский наблюдательный пост. Там ее точно обнаружат! Надо срочно уйти мористее.– Что будем делать?– Если немцы обнаружат лодку и попытаются взять ее на абордаж, мы должны будем взорвать «Щуку», – сказал находившийся на борту лодки командир дивизиона капитан 2-го ранга Колышкин.– А вы что скажете? – Видяев повернулся к старпому Каутскому.– Разве что… – пробормотал тот.Предложение капитан-лейтенанта было абсолютно безумным, но это был хоть какой-то шанс.Видяев отдал приказ, и через час у подводников было два паруса, сшитых из чехлов от дизелей и торпед. Паруса подняли на перископах, и… лодка стала удаляться от берега. Управление производилось по рубочному магнитному компасу, который оказался наименее пострадавшим.Утром на Щ-421 приняли сообщение от командующего флотом о выходе к ней подводных лодок К-22, а также двух эскадренных миноносцев. Еще в радиограмме были такие слова: «В случае невозможности спасти лодку спасите людей, лодку уничтожить».Почти 13 часов подгоняемая благоприятным ветром лодка под парусом медленно удалялась от вражеского берега, пройдя за это время более 9 миль.9 апреля к «Щуке» подошла подводная лодка К-22 под командованием капитана 2-го ранга Виктора Котельникова. Экипаж «Щуки» эвакуировали, а саму ее четырежды пытались взять на буксир, но безрезультатно – мешало сильное волнение. А тут еще на горизонте появились немецкие надводный корабль и самолет-разведчик, поэтому было решено не рисковать жизнями двух экипажей.Щ-421 была потоплена.После войны были найдены немецкие архивные документы, из которых следовало, что немцы трижды обнаруживали нашу «щуку» с берега, и всякий раз принимали ее за норвежский траулер, для которых ходить в море под парусами было обычным делом.Ну не могли они представить, что под парусом идет подводная лодка!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.