Они просто лучшие
На Поклонной горе прошел финал IV Московского фестиваля прикладного искусства для людей с ограниченными возможностями «Я такой же, как ты».Ливень, обрушившийся на центр города в то утро, настроил организаторов фестиваля на минорную ноту.– Надо же, – переживала Ирина Сухотина, главный организатор технического и хозяйственного обеспечения всех четырех фестивалей «Я такой же, как ты», – в этом году более чем вдвое увеличилась заявка на участие от префектур. Раньше из каждого округа Москвы стабильно приезжал один автобус – 30–40 человек. А в этот раз все как один попросили рассчитывать на 100. То есть около 1000 людей с ограниченными возможностями.Плюс непосредственно участники, приглашенные гости, артисты, да и просто москвичи, которые приходят сюда в выходной день погулять, посмотреть, послушать концерт… Мы продукты дополнительно закупили для полевой кухни. А сейчас из-за ливня дай бог, чтобы половина пришла.– А мне кого кормить? – продолжил тему повар Николай, приехавший утром с полевой кухней, которую предоставило организаторам Управление МЧС по Западному округу столицы. – Такой плов заделали – любо-дорого. Больше чем на тысячу человек. Что с ним делать, если людей не будет?Не менее озабоченные лица были и у тех, кто под поставленными еще с вечера палатками-шатрами начал разворачивать выставку-продажу изделий народных промыслов, сделанных руками тех, чьи физические возможности сегодня по разным причинам ограничены.Однако все опасения оказались напрасными. К тому времени, когда из округов начали приходить первые автобусы с гостями и участниками, небеса смилостивились, дождь прекратился, а к часу дня, когда начался праздничный концерт, небо и вовсе очистилось, выглянуло солнце, что, естественно, еще добавило положительных эмоций. Да и, как оказалось, виновники торжества погодозависимостью не страдают. «Мы бы в любом случае приехали, – говорили они, – праздник-то для нас».Идея проведения фестиваля прикладного творчества инвалидов родилась у депутата Мосгордумы Евгения Герасимова несколько лет назад. В середине 1980-х годов во время киносъемок он получил тяжелую травму и несколько месяцев был сначала прикован к постели, а потом ограничен в передвижениях стенами квартиры. Тогда он в полной мере ощутил, что чувствует и переживает человек, оторванный от друзей, работы, элементарного ежедневного общения. И Интернета тогда не было.– Этот жизненный опыт помог мне лучше понять тех, кто находится в таком же положении, – рассказывает Евгений Владимирович, – я понял, что прежде всего необходимо человеку с ограниченными возможностями. Во-первых, общение, поддержка, во-вторых, дело – надо чем-то занять голову и руки, в-третьих, «внешняя» востребованность, понимание того, что ты не оторван от мира, что ты, твой труд, твое творчество, твои мысли кому-то нужны. А еще лучше, чтобы кто-то был готов заплатить за них деньги… Если все это есть, ты начинаешь ощущать себя таким же, как самые обычные здоровые люди.Я такой же, как ты. Поэтому, когда власти в Москве взяли курс на создание комфортной среды для людей с ограниченными возможностями, Евгений Герасимов предложил идею организации такого фестиваля. В тот момент он уже хорошо понимал, на каких принципах должен строиться такой фестиваль.Прежде всего он не должен был стать разовой акцией, а превратиться в непрерывный процесс общения, творчества, реализации своего труда, участия в конкурсной программе и т. д.Во-вторых, было очень важно не просто собрать тех, кто хочет заниматься творчеством, и научить их что-то делать. Надо было привлечь творческое сообщество к этому явлению: художников, артистов – тех, кто способен его понять и оценить. Это в полной мере удалось. Друзьями фестиваля за эти четыре года стали Зураб Церетели, Никас Сафронов, Владимир Девятов, Диана Гурцкая и многие другие.Наконец, ставилась цель с первого фестиваля привлечь внимание предпринимателей – и как потенциальных покупателей, и как организаторов бизнеса с участием людей с ограниченными возможностями. Сегодня, осматривая ярмарку, мы убедились в том, что и это удалось. Мы хотели приобрести иконы, кстати, очень хорошего качества. А нам ответили: это выставочные экземпляры, они не продаются, заказывайте – и мы вам изготовим нужное количество нужного размера. Следовательно, это уже производство, фирма, артель. Так что по сравнению с первыми фестивалями прогресс налицо. Да и цены показывают, что мастера научились ценить свой труд: за гроши – лишь бы взяли – они свои изделия не отдадут.Евгений Владимирович рассказал, что теперь пришло время ставить себе следующую задачу: открыть небольшую, но постоянно действующую галерею, где изделия мастеров-инвалидов выставлялись и продавались бы постоянно. Еще хотелось бы, чтобы на международных выставках за рубежом, где представлена Москва, был и отдельный стенд, посвященный творчеству москвичей с ограниченными возможностями. Одним словом, есть над чем работать.По сложившейся уже традиции в рамках фестиваля работы оцениваются в шести основных номинациях. Награды за первые три места вручаются на Поклонной горе, на глазах у родственников, друзей и коллег. В нынешнем году первыми лауреатами стали: Любовь Буслакова (ЦАО, номинация «За лучшую живописную работу»), Елена и Борис Феоктистовы (ЦАО, специальная номинация «Делаем вместе»), Ирина Мельникова (ЗАО, «За лучшее декоративное изделие»), Вероника Багина (СВАО, «За лучшее изображение видов Москвы»), Надежда Мокрова (ЮВАО, «За сохранение промысла и возрождение мастерства»), Екатерина Мягкова (ВАО, «За лучшую новаторскую идею»).Получать приз в последней номинации вышла скромная пожилая женщина, вид которой никак с понятием «новаторская идея» не ассоциировался. Я подошел после награждения к лауреату и поинтересовался, что же нового она изобрела. «А это мое «ноухау», догадайтесь», – хитро улыбнулась Екатерина Семеновна. Позже мне удалось посмотреть ее работы: Екатерина Мягкова занимается вышивкой, причем с применением технологии, которой владеет только она. Сюжеты разрабатывает сама. Ее картины даже с близкого расстояния практически неотличимы от акварелей, причем цвета получаются ярче, насыщеннее, не говоря о сохранности во времени. Как она это вышивает? Догадайтесь.Кстати, второе место в этой же номинации получил Николай Кузин, который представил новые принципы оформления традиционных русских матрешек: не просто карикатурные лица, а с использованием современных сюжетов – и сказочных, и злободневных.Призы для лауреатов фестиваля на этот раз предоставили «старшие» коллеги по цеху – художники и профессиональные мастера традиционных народных промыслов. Например, свои картины для наград подарил известный литовский художник Вигмантас Вайчкявичус. «На эти работы могли претендовать известные музеи современного искусства», – отметил Евгений Герасимов.«Очень приятно получить такие красивые вещи, – отметила Любовь Николаевна Буслакова. – Вообще, организаторы умеют угадать с подарками. В прошлом году нам дарили напольные вентиляторы – дорогие, импортные, но мы, честно говоря, недоумевали – зачем они нам. А нынешним летом эти вентиляторы нас просто спасли, сто раз добрым словом вспомнили и Евгения Владимировича, и Департамент соцзащиты, и фестиваль».«Не так часто, – поделилась впечатлениями первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Татьяна Потяева, – получается увидеть то, как ведется работа в отделах социальной защиты «на земле». Конечно, мы регулярно бываем и в управлениях, и в отделах, но вот так посмотреть все вместе, из всех округов да еще пообщаться с мастерами и с теми, кто ведет эту работу, дорогого стоит. Лично меня особенно радует возраст участников – от 12–14-летних подростков до 90-летних бабушек. Значит, дело, занятие можно найти для каждого, было бы желание».[b]фото Элины ГОНЧАРОВОЙ[/b]