Дорогие дешёвые рельсы метро
Для знающего человека вынесенный на вчерашнее заседание правительства вопрос «О плане мероприятий по повышению технической надежности, качества и безопасности перевозок пассажиров на Московском метрополитене» предвещал немало сюрпризов и чудес. Находившиеся в зале заседаний журналисты потихоньку делали ставки: добавит ли новый мэр финансирование на строительство подземки или всерьез заинтересуется судьбой выделенных ранее средств? Видимо, для полного понимания ситуации под землей начальник метрополитена Дмитрий Гаев начал свой доклад с демонстрации схемы столичного метро. И пока крупные городские чиновники рассматривали ее с неподдельным интересом, сообщил, что для кардинального улучшения качества обслуживания москвичей и гостей города внеуличными видами общественного транспорта нужно построить 100 км новых линий. И уже к 2015 году планируется ввести 40–44 километра новых линий. 10,3 километра из них будут введены в эксплуатацию в 2011–2013 годах. – Это позволит снизить загруженность Серпуховско-Тимирязевской, Калужской, Краснопресненской линий московского метро, а также решить транспортные проблемы районов Кожухово и Жулебино, – подчеркнул Гаев, добавив, что к 2020 году все периферийные районы столицы должны иметь метро. – А к 2020 году возникнет первая «вылетная» линия «Кожухово-Люберцы». Картина в целом неплохая. Однако на вопросы чиновников и депутатов о том, как будет совершенствоваться система безопасности в метро и когда наконец подземка станет полностью доступна для инвалидов, Гаев отвечал уже без огонька. Смысл ответов сводился к тому, что все возможное вроде как и сделано, а на дальнейшее развитие нужны бюджетные деньги. Первым не утерпел заместитель мэра Юрий Росляк и уже в который раз спросил Дмитрия Гаева о наболевшем: почему технологии метростроения совершенствуются, а себестоимость километра не падает? Ведь сами же представители метрополитена твердят о том, что и скорость проходки тоннелей увеличилась в разы, и людей на тяжелых работах заменили умные машины. Заинтересовал этот вопрос и мэра. – Мы договорились о том, что увеличиваем темпы строительства метро до 15 км в год, – напомнил Сергей Собянин собравшимся в зале. – При этом программа развития метрополитена должна стать составляющей общей программы развития московского транспортного узла с учетом особенностей транспортной ситуации Москвы и Подмосковья. Однако при этом мэр убежден, что строительство метро в столице вполне может быть более дешевым. – Иначе, когда мы увеличиваем количество средств, которые направляются на эти цели, то сразу же увеличивается стоимость строительства километра, – пристально взглянул он на Дмитрия Гаева. – И в итоге вместо километра мы получаем израсходованные бюджетные деньги. Возразить ему даже не пытались. Поэтому мэр предложил руководству Московского метрополитена самим разработать ряд предложений по удешевлению строительства новых линий и станций. – А чтобы вам не скучно было одному работать, – порадовал он Дмитрия Гаева, – предлагаю вместе с Департаментом транспорта и Счетной палатой РФ провести проверку работы метро, а после этого определиться с функциями заказчика на его строительство. Добавить к этому было нечего. Разве что – 15 новых километров тоннелей.