Главное
Истории
Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Святки

Святки

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Запрет на елки

Запрет на елки

Снежная королева

Снежная королева

Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Полицейский с Петровки. Сотрудники даже в отпуске обязаны или могут пресекать административные правонарушения?

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Георгий Данелия. По стопам легендарного режиссера

Общество
Георгий Данелия в роли Абрадокса — правителя планеты Альфа
Георгий Данелия в роли Абрадокса — правителя планеты Альфа / кадр из фильма «Кин-дза-дза!»

Сегодня одному из крупнейших кинорежиссеров XX — Георгию Данелии — исполнилось бы 89 лет. «Вечерняя Москва» вспоминает яркий путь кинорежиссера, который придумал жанр «лирической комедии», единственного обладателя приза «Амаркорд».

Георгий Николаевич Данелия родился в Тифлисе (сегодня Тбилиси — прим. «ВМ») 25 августа 1930 года. Вскоре, в 1932 году, семья будущего режиссера переехала в Москву и отец — Николай Данелия — устроился работать в Метрострой. Мать происходила из дворянского рода Анджапаридзе и с детства воспитывалась в творческой атмосфере. Хоть она и получила экономическое образование, вскоре после рождения сына обратилась к кинематографу — стала сценаристом, режиссером.

К кинематографу будущий режиссер Данелия пришел через своего дядю. В книге «Безбилетный пассажир» он вспоминает, что набедокурил на съемках фильма «Георгий Саакадзе», где у него была эпизодическая роль крестьянского мальчика. Но дальше массовки в дядиных фильмах дело не пошло. В Москве Георгий Данелия поступил в Архитектурный и после работал по специальности.

Когда он сдавал экзамены на Высшие режиссерские курсы к Михаилу Калатозову, профильное образование пригодилось. Знаменитого режиссера заинтересовали не столько фотографии, которые нужно было сделать для творческого конкурса, а именно рисунки, выглядевшие как раскадровки будущей киноленты.

Для своего первого полнометражного фильма, над которым он работал в 1959 году, Георгий Данелия сделал 505 рисунков раскадровки. «Сережа» — история про маленького мальчика, в жизни которого появляется отчим — сразу же обратила на себя внимание кинематографистов. За него режиссер получил свою первую награду — Хрустальный Глобус кинофестиваля в Карловых Варах.

Третья кинокартина автора сделала его одним из главных кинематографистов шестидесятых. «Я шагаю по Москве» (1963) стал экранным гимном поколения хрущевской «Оттепели», с ним, пожалуй, могла бы сравниться только менее лиричная и более серьезная картина Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»).

Следующие два фильма принесли судьбоносные встречи — в ленте «Тридцать три» впервые состоялся творческий союз режиссера с Евгением Леоновым, которого в последующем Георгий Николаевич будет приглашать в каждый свой фильм и назовет своим талисманом. А в картине «Не горюй!» главную роль исполнит Вахтанг Кикабидзе, ставший впоследствии близким другом Данелии.

Судьба некоторых кинокартин, произведенных в Советском Союзе, поистине удивительна. Киноначальство порой забраковывало их еще на этапе утверждения сценария совершенно невинные сцены, но при этом пропускало фильмы, в которых фига не то что в кармане, а поднята как флаг. Не заметить ее в фильме «Тридцать три» может только человек, совершенно незнакомый с советскими реалиями.

«Не горюй» в последующем принес автору самую дорогую, по его словам, награду — медаль «Амаркорд». Формально он получил ее за картину 1993 года «Настя», но фактически заслужил ее именно фильмом «Не горюй!». Два великих кинематографиста XX века — режиссер Федерико Феллини и сценарист Тонино Гуэрра — решили вручать приз «Амаркорд».

Медаль — Богоматерь с младенцем — имеет отдельную историю. Режиссер Сергей Параджанов решил собственноручно сделать приз для Георгия Данелии за фильм «Совсем пропащий», но не успел — его посадили в тюрьму по сфабрикованному делу. После отсидки он не забыл про приз и снова пообещал его сделать. И опять попал в тюрьму. Он пользовался уважением у сокамерников, потому что все время что-то мастерил и рассказывал истории. Для «поделок» арестанты приносили ему фольгу от молочных бутылок. Бумагу Параджанов прессовал, гвоздем делал чеканку. Такой «медальон» с изображением Девы Марии режиссер подарил Тонино Гуэрре, а тот, в свою очередь, — Феллини. Легендарный итальянский кинематографист в начале 90-х уже был болен и предложил сделать это призом «Амаркорд», а первым лауреатом стал Георгий Данелия, который участвовал в кинофестивале в Римини с картиной «Настя». Гуэрра сказал: «Но ты же не видел фильм, который он привез», — на что Феллини ответил: «И не надо, я видел «Не горюй!» и мне достаточно».

У каждого режиссера бывает пик карьеры. Сколько было пиков у Георгия Данелии — невозможно сказать. После «Не горюй!» он написал сценарий к фильму «Джентльмены удачи», в 1977 снял «Мимино», получивший всенародную любовь. В 1979 вышел фильм «Осенний марафон», где, как в зеркале, отразилась тщательно замаскированная сторона эпохи брежневского застоя.

Сказка «Слезы капали» не столь известна, но в этой картине впервые показан пронзительный драматический талант Евгения Леонова, который до этого могли видеть только театральные зрители. За ним последовала «Кин-дза-дза!», которую со временем приняли и полюбили.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Андрей Шемякин, кинокритик:

— Георгий Николаевич Данелия уникален своей интонацией. Есть режиссеры добрые — их не так уж мало, но есть доброта снисходительная, от широты души. Его доброта внутренне требовательная и, прежде всего, к самому себе. Фильмы Данелии уникальны сочетанием трагизма и нежности к своим героям. Он никогда себе не изменял, даже в самом жестком и мрачном фильме «Слезы капали», и в нем, пожалуй, даже более, чем где-либо еще. У Данелии есть драгоценное свойство самоиронии. Он как режиссер видит всегда оппонентов своему отношению к людям и в роли этих оппонентов выводит себя. Данелия оказался удивительно зрячим режиссером, держался до последнего в своих фильмах. Когда он ушел, было ощущение горя, тихого и личного, потому что фильмы Данелии стали частью твоей жизни.

Читайте также: Акция «Ночь кино» может собрать около 800 тысяч человек

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.