Как это делают в Сингапуре
История о том, как горожане сами создали уникальную и удобную для жизни систему наземного общественного транспорта. Сегодня в Сингапуре доля использования общественного транспорта в утренние часы пик составляет 63%. Цель создателей новой системы организации работы наземного транспорта – увеличение этой цифры к 2020 году до 70%. Для этого надо было сделать ее более привлекательной для горожан, способной конкурировать с легковым автотранспортом. Потребовалось преодолеть главные проблемы – большое время ожидания, долгое время в пути и переполненность транспорта. Как этого удалось добиться, читатели «Вечерки» могут узнать из доклада Майкла Лим Чу Сана, председателя Управления наземным транспортом Сингапура, выдержки из которого мы сегодня предлагаем. [b]Автобус – главный на дороге[/b] Организаторы работы общественного транспорта в Сингапуре так составили схему его работы, что автобусам там (в отличие от Москвы) предоставлен приоритет на дорогах. Средняя скорость их движения – 20–25 км/ч. Автобусам, выезжающим из автобусных «карманов», водители прочих автотранспортных средств обязаны уступать дорогу. На основных городских развязках для автобусов организовано приоритетное светофорное регулирование. За счет этих мер приезжающие из пригородов пассажиры стремятся ехать дальше по городу именно на автобусах. Потому что ездить на них стало намного проще и быстрее. В пределах города протяженность полос для движения автобусов составляет 120 км. Введение такого преимущества повысило скорость движения автобусов на 16%. Так достигнута цель – построить обширную сеть полос для движения автобусов и беспрепятственного проезда этих транспортных средств даже при большой загруженности дорог в часы пик. Эксперимент показал, что водитель автобуса 9% времени рейса затрачивает на выезд из «карманов» остановок. Чтобы автобусы могли отъезжать от остановок без задержек, приняты меры по предоставлению им приоритета. К примеру, водителей других транспортных средств обязали уступать дорогу автобусам. На некоторых основных пересечениях дорог во избежание заторов автобусам, приближающимся к перекресткам, продлевают время действия зеленого сигнала светофора. Полосы, выделенные только для движения автобусов, не обрываются с окончанием улиц, а продлены до границ развязок. Сигналы светофоров обеспечивают автобусам приоритетность проезда перед другими транспортными средствами, которые поворачивают налево. Эта мера помогает увеличить эффективность схемы с использованием полос только для движения автобусов в утреннее, дневное и вечернее время. В городе эффективно работают полосы для движения автобусов по встречному направлению. Они позволяют им двигаться по выделенной полосе в направлении, противоположном основному транспортному потоку. При правильном и грамотном использовании такие выделенные встречные полосы повышают для горожан и туристов доступность общественного транспорта. К тому же они сокращают протяженность кружных маршрутов. Особенно, если они проходят по улицам с односторонним движением. Организаторы движения общественного транспорта выделили специальные полосы только для движения автобусов ([i]чего в Москве мы не можем добиться вот уже которое десятилетие.[/i] – [b]Прим. ред.[/b]). По ним автобусы двигаются беспрепятственно и в любых ситуациях имеют право преимущественного проезда. Эти улучшения видны в местах города, где другие транспортные средства волей-неволей мешают автобусам, пренебрегают их обязанностью двигаться по установленному расписанию или совершают поворот. В схемы выделенных полос включены системы скоростного автобусного или трамвайного сообщения, которые являются высококачественными вариантами общественного транспорта, элементами надежности и обеспечения пропускной способности улиц города. Они учитывают не только значимость общественного транспорта в городе, но и гибкость движения, присущую автобусам. [b]С ветерком без матерка[/b] Жители Сингапура любят ездить не только с ветерком, но и в комфортной обстановке. Для обслуживания различных групп пассажиров и удовлетворения их потребностей на транспорте внедряются различные услуги, которые обеспечивают горожанам и туристам большую свободу выбора. Это, в частности, автобусы повышенной комфортности. Такие автобусы повышенной комфортности заполняют нишу транспортных услуг между легковыми автомобилями и такси и обычными автобусами или электричками легкого метро. Появление их на улицах Сингапура вызвано тем, что организаторы работы общественного транспорта стремятся удовлетворить потребности тех пассажиров, которые не хотят перемещаться по мегаполису в общем потоке и готовы платить больше за более высокий уровень обслуживания. Горожане ездят на таких автобусах с большим комфортом и гарантированными сидячими местами. Для такого транспорта в городе организованы экспресс-маршруты. Сектор высококачественных услуг автобусов повышенной комфортности решает еще одну важную для города задачу – способствует пересадке большого числа горожан – водителей личных легковых автомобилей – на общественный транспорт. Им, как московским средним бизнесменам, не приходится в часы пик потеть в переполненных автобусах – большегрузах. Они едут сидя, по мобильникам говорят, не мешая соседям, и могут даже руководить своим бизнесом в процессе движения по городу. Для поощрения частных предприятий, занимающихся автобусными перевозками повышенной комфортности, для более активного вовлечения их в рынок элитных перевозок пассажиров, внедрения инноваций при обслуживании сингапурцев к маршрутам, тарифам и частоте движения их автобусов предъявляют минимальные требования. Таким образом, передвижение на скоростном общественном транспорте позволяет пассажирам экономить до 20% времени в утренние и вечерние часы пик. Происходит это за счет меньшего числа остановок и гибкого выбора маршрутов, позволяющих избежать пробок. [b]От двери до двери[/b] Да, общественный транспорт Сингапура является наиболее эффективным средством для совершения поездок по этому огромному городу-государству. Но организаторы движения общественного транспорта не отрицают и роль такси. Оно восполняет пробел между использованием сингапурцами массового общественного транспорта и поездками на личном автомобиле. Такси является вариантом перемещения по городу для пассажиров, желающих получить индивидуальное обслуживание с доставкой от двери до двери, сравнимое с ездой на личном автомобиле. Сфера услуг такси в Сингапуре полностью свободна от контроля со стороны правительства города. То есть правительство не регулирует тарифы и количество автомобилей такси. В качестве регулятора услуг такси установлены лишь стандарты по эксплуатации такого автотранспорта. Они приняты в целях обеспечения качества этих услуг и защиты интересов пассажиров. Поддержка таксистов со стороны Управления наземного транспорта города выражается лишь в виде тесных контактов с таксопарками и ассоциациями водителей такси. Эти контакты направлены, как правило, на повышение уровня обслуживания горожан и гостей города. К примеру, Управление наземного транспорта предоставило таксистам дополнительные площади под стоянки. Их работа организована таким образом, чтобы от любого здания пассажир мог бы за пять минут безопасно и удобно добраться до ближайшего таксомотора. Управление наземного транспорта совершенствует стандарты эксплуатации общественного транспорта для обеспечения большей доступности такси в часы пик. Оно внедрило систему заказа автомобиля по телефону. С целью усовершенствования систем заказа такси, применяемых таксопарками, установлен единый номер телефона службы такси. Это создает больше удобств горожанам, особенно туристам. Так как для вызова такси нужно будет запомнить лишь один номер телефона вместо нескольких телефонов различных компаний. Чиновники регулярно анализируют и совершенствуют механизмы штрафов для нерадивых таксистов, учитывая интересы пассажиров. Для достижения высокого качества предоставляемых услуг, помимо вышеописанных инициатив, Управление наземного транспорта привлекает заинтересованных лиц (в том числе таксопарки, ассоциации водителей такси, а также представителей общественности) к упреждающему выявлению и решению задач и проблем, существующих в этой сфере. [b]Скоростной транспорт[/b] Для улучшения системы автобусных перевозок, повышения степени ее интеграции с системой железнодорожных перевозок значительно расширена сеть скоростной транспортной системы (СТС). К 2020 году ее протяженность достигнет 278 км. На строительство новых и удлинение существующих линий направлены значительные инвестиции. Широко простирающаяся и гораздо более плотная сеть железных дорог позволяет воспользоваться услугами СТС гораздо большему количеству людей из разных населенных пунктов. В центральном районе города пассажиры добираются до станций СТС пешком в среднем за 5 минут. В будущем провозная способность существующих линий Сингапура повысится за счет увеличения частоты движения поездов. Кстати, чтобы стимулировать повышение эффективности и качества обслуживания пассажиров, организуется соперничество среди предприятий СТС. Делается это за счет сокращения сроков действия лицензий для вновь создаваемых маршрутов этой системы. С целью повышения конкуренции за счет проведения конкурсов на получение права оказания услуг в этой сфере открыт также рынок перевозок автобусами обычного класса. [b]Уздечка для мотоциклистов[/b] Мотоциклисты – группа участников дорожного движения, особенно подверженных опасности на дорогах. По данным Управления наземного транспорта Сингапура, в течение последних нескольких лет они составляют более половины жертв автопроисшествий с летальным исходом. Год за годом организаторы дорожного движения мегаполиса повышают уровень информированности владельцев мотоциклов, когда они находятся в потоке. Вместе с тем в целях повышения безопасности дорожного движения усиливаются и инженерно-технические мероприятия на улицах города. На дорожные покрытия аварийно-опасных участков наносятся противоскользящие материалы. Это повышает управляемость всех транспортных средств и мотоциклов в частности. Кроме того, конструкции и устройства, расположенные вдоль дорог (например, дорожные ограждения и вывески) изготавливаются таким образом, чтобы при столкновении мотоциклистов с ними травмы сводились к минимуму. Опасность для мотоциклистов повышается и во время дождя. Поэтому Управление наземного транспорта уже обеспечило монтаж навесов для защиты мотоциклистов от дождя на скоростных дорогах. [b]Равный среди равных[/b] В последние годы в Сингапуре значительно выросла популярность езды на велосипедах. Езда на них не только полезна для здоровья, но и создает альтернативу автомобильному транспорту. Велосипед позволяет сингапурцам добираться до крупных транспортных узлов, например, до станций СТС и узловых автобусных остановок. Поэтому количество жителей Сингапура, перемещающихся на велосипедах, непрерывно растет. Учитывая этот факт, Управление наземного транспорта в сотрудничестве с соответствующими организациями ищет возможности улучшения условий движения по городу для велосипедистов, несмотря на ограниченность городского пространства. Поиск этих возможностей заключается в том, что Управление наземного транспорта в жилых районах организует больше велосипедных стоянок поблизости от станций метрополитена и автобусных станций, повышает их качество. Велосипедистам разрешено перемещаться со складными велосипедами на автобусах и на поездах. При условии, конечно, соблюдения ими определенных правил, направленных на обеспечение безопасности и удобства других пассажиров. Ограниченность городского пространства не позволяет городским управленцам создать общеостровную систему велосипедных маршрутов. Вместо этого используют сеть объединенных парковых маршрутов Управления национальных парков. По ним велосипедисты спокойно добираются до транспортных узлов. В местах прерывания объединенных парковых маршрутов, ведущих к транспортным узлам, Управление наземного транспорта продумывает способы обеспечения их непрерывности. Дорожная полиция в некоторых районах города даже разрешает велосипедистам пользоваться тротуарами. При развитии велосипедного транспорта на первом месте всегда стоит обеспечение безопасности. Для этого вдоль часто используемых прогулочных велосипедных маршрутов установлены соответствующие знаки, предупреждающие автомобилистов о присутствии велосипедистов. [b]Конкуренция – главный двигатель[/b] До начала реконструкции системы работы общественного транспорта в Сингапуре действующие лицензии на осуществление автобусных и железнодорожных перевозок пассажиров выдавались в условиях минимальной конкуренции. Эффективность работы обеспечивалась за счет контроля размера платы за проезд. На ее повышение были установлены определенные ограничения. Действующая модель позволяла обеспечивать низкие эксплуатационные расходы. Но за счет значительных инвестиций правительства, а также более низких стандартов услуг автобусного транспорта. То есть, как в Москве – бестолково, нерегулярно, но – дешево. Со временем Сингапур перешел к модели высокого материально-технического обеспечения общественного транспорта. Она сразу повысила конкуренцию между транспортными компаниями за право обслуживания определенных рынков. Все новые лицензии (на обслуживание автобусной системы или СТС) выдают на срок не более 10 лет. Делается это в соответствии с европейской практикой, причем на конкурсной основе. Условия конкурсов предусматривают даже применение «передового опыта» – возврат избыточной прибыли и четкое распределение рисков. Заключаются даже договоры о разделении ответственности по рискам. Действующие лицензии на управление СТС остаются у владельцев до истечения их срока. Действующие лицензии на обеспечение автобусных перевозок переведены на новую модель. Она отражает возросшую роль правительства в развитии сети и в проведении других предполагаемых реформ в отрасли. Эти изменения позволяют обеспечить соблюдение стратегии ужесточения конкуренции при наличии нескольких транспортных компаний. Они повышают роль правительства в определении сети и качества предоставляемых услуг. Оно обеспечивает предоставление услуг автобусного транспорта и СТС при помощи конкурентного процесса, который направлен на улучшение качества обслуживания, но при сохранении рентабельности. Более частое изменение условий и положений контрактов, ориентированное на повышение уровня конкуренции, создает новые стимулы борьбы за эффективность. [b]Платные дороги[/b] Электронная система оплаты проезда владельцев личного автотранспорта по автодорогам оказалась весьма полезной в обеспечении свободы движения транспортных средств. Тарифы применяются разные. При необходимости их меняют. Стандартный тариф используется там, где транспорт движется со средней скоростью, с которой движется 85% транспортных средств на данном участке. Если эта скорость может быть выше, то и тариф повышается. Если ниже – соответственно, понижается. В этом состоит отличие от использования усредненных и средних скоростей. К тому же в городе для более эффективного снижения перегруженности транспортного потока сокращено сквозное движение между промышленными и торговыми зонами и территорией, где расположены различные учреждения. После внедрения этих изменений электронная система оплаты проезда охватывает большую территорию города. Тарифы проезда по ней выросли. Водители, которые предпочитают движение по платным дорогам в часы действия этой системы, движутся свободнее и быстрее. Это позволяет даже снижать налоги для владельцев автотранспорта. Например, уменьшать дополнительную плату за регистрацию и дорожные налоги, больше рассчитывая на сборы за пользование самими дорогами. [b]Парковки[/b] Стратегия предоставления парковочных мест, помимо электронной системы оплаты проезда, является еще одним рычагом ограничения пользования личными автомобилями. Требования к минимальной площади под автостоянки определяются правительством города. Владельцы автостоянок определяют тарифы за парковку на основе рыночного спроса. К новостройкам применяют современные стандарты предоставления парковочных мест. У старых зданий разрешается использовать для организации стоянок излишки площадей. Но наличие таких стояночных мест в городе постепенно снижается, а тарифы за парковку увеличиваются. Для указания водителям местонахождения ближайших зданий со свободными стояночными местами и снижения движения транспорта в поисках стоянок введена электронная навигационная система направления к местам стоянки. [b]Кстати[/b] [i]В случае превышения водителем разрешенной скорости на определенном участке дороги включается знак «Ваша скорость». Он в режиме реального времени показывает скорость движения транспортного средства. Опыт других стран в использовании таких табло, реагирующих на скорость транспортных средств, говорит об их эффективности в снижении скорости движения транспорта. Для повышения безопасности пешеходов перед разметкой пешеходных переходов используется «предупреждающая дорожная разметка». Она заранее предупреждает водителей о приближении к пешеходному переходу, на котором они должны уступать дорогу пешеходам. В Сингапуре испытана практика использования дорожной разметки «Зубы дракона». Визуальное сужение проезжей части оказалось эффективным средством снижения скорости движения транспортных средств.[/i]