«Пираньи Неаполя» выплывают в российский прокат 25 апреля
Отечественному зрителю режиссер и сценарист Клаудио Джованнези уже знаком. Даже если вы не видели сериал «Гоморра», то точно о нем слышали, а еще это именно он снял «Цветок», «У Али голубые глаза», «Дом на облаках»...
В новом творении, ставшем призером Берлинского кинофестиваля за лучший сценарий, Джованнези возвращается к любимой теме и любимому творческому источнику. Перед нами — экранизация бестселлера La Paranza dei Bambini известного итальянского писателя и журналиста Роберто Савьяно, автора романа «Гоморра» о неаполитанской мафии. Кстати, Савьяно сейчас вынужден жить под круглосуточной охраной Министерства внутренних дел Италии, потому что мафия вынесла ему смертный приговор.
Название ленты уже говорит само за себя. Особенно в итальянском варианте, который дословно переводится как «маленькие пираньи». Эти «рыбки» еще очень молоды, но уже смертельно опасны, ведь только самые дерзкие могут стать новыми королями преступного мира Неаполя после гибели старых. Этих рано повзрослевших подростков легко заметить по дорогой одежде, татуировкам и холодному взгляду, когда они прорезают плотный поток машин на скутерах. Дружба и честь в этом мире проверяется в уличных перестрелках. Юные и безудержные — они живут без оглядки. Они готовы убивать и умирать за свою мечту о власти, деньгах и любви.
— Фильм «Пираньи Неаполя» — это история о юности и преступном образе жизни. Попытка разобраться в том, насколько совместимы такие важные для каждого юноши чувства, как любовь и дружба с одной стороны и реалии криминального мира с другой. Главные действующие лица картины — Никола и его друзья, живущие в Неаполе. Никола решает встать на скользкий путь, и это неотвратимо меняет его жизнь, вынуждая жертвовать не только первой любовью, но и дружбой. Истинные ценности юности оказываются несопоставимы с образом жизни преступника. Главный герой понимает это, но, к сожалению, он не в силах ничего изменить, — поделился режиссер Клаудио Джованнези. — Сколь бы губительным ни был выбранный молодежью преступный путь, сколь бы ни были фатальными последствия, мы не хотим навязывать свое мнение. Мы решили рассказать о героях, не вынося суждение об их поступках, показать переживания юности в разрезе криминального образа жизни и стремления к власти. Важность и необходимость таких неотъемлемых составляющих нашей жизни, как любовь и дружба, особенно в юности, постепенно меркнут под гнетом диктуемых правил. Главные герои еще очень юны, однако они ежедневно сталкиваются со смертью, относясь к ней как к обыденности. Амбиции вынуждают персонажей завоевывать новые территории, и они легкомысленно развязывают войну. Пагубное стремление молодежи к власти также вскрывает типичный для этого возраста парадокс — желание добиться чего-то хорошего посредством плохого: мечты о власти ради власти, иллюзорные надежды создать собственный криминальный синдикат, который вытеснит с их территории конкурентов и таким образом восстановит справедливость. По крайней мере, как они ее представляют. Дети убивают своих отцов и занимают их места, они рано взрослеют, жертвуя беззаботностью юности. Они каждый день готовы оказаться в тюрьме или расстаться с жизнью.
Съемки фильма прошли в районе Санита и в Испанском квартале. По словам режиссера картины, в Неаполе, в отличие от Рима и многих других итальянских городов, сохранился исторический центр города. Сняли всего за 9 недель. По словам Джованнези, никто из мальчишек-актеров не читал ни сценарий, ни роман, по мотивам которого он написан.
Создатели фильма не хотели, чтобы актеры знали заранее, каковы будут последствия их действий, и таким образом пережили все эмоции своих героев день за днем — с самого начала и до конца. И нужно отметить, что это принесло результат. Лента смотрится буквально на одном дыхании. При этом большая ее часть — в полутонах, хотя может и показаться наоборот. Но в картине нет чрезмерной откровенности, которая присуща настоящим гангстерским драмам.
Никто никому не отрубает пальцы, кровь не заливает экран... Зато есть мальчишки, которые рано решили стать боссами мафии, чтобы помочь родным и выбиться в люди... Трагизм всей этой ситуации проходит сквозь весь фильм от начала и до конца. Взрослый человек сразу понимает, что добром все это не кончится. Правда (чтобы без спойлеров, но все же) концовка будет не такой, как вы будете ожидать. И, кстати, один из этих мальчишек — начинающий итальянский актер Артем Ткачук.
— Образ каждого из персонажей рождался в процессе коллективного обсуждения с участием восьми молодых людей, сыгравших главные роли. Юноши говорили обо всем, что их волнует: о дружбе, о первой любви, об отношениях в семье, — рассказал режиссер Клаудио Джованнези. — Во время подготовки к съемкам мы задавали им вопросы: каким им представляется криминальное приключение? Что они думают о самоотречении? В этом возрасте чувства представляются чистыми, братская привязанность — крепкой, любовь — вечной и абсолютной. Постепенно наши персонажи начинают терять самих себя, уничтожают изнутри, их чувства вступают в конфликт с амбициями, со стремлением к власти.
Фильм однозначно рекомендуется к просмотру современным подросткам и их родителям. Юные дарования почувствуют что-то новое внутри своего сознания, а вы увидите их реакцию и сможете ее обсудить. «Пираньи Неаполя» во всех кинотеатрах с 25 апреля.
ФАКТЫ О СОЗДАТЕЛЯХ
Клаудио Джованнези — режиссер художественного и документального кино, сценарист и музыкант — родился в Риме в 1978 году. Его картины не раз принимали участие в международных кинофестивалях и получили ряд престижных наград, включая премию итальянской ассоциации кинокритиков «Серебряная лента». Предыдущий фильм режиссера «Цветок» был показан на Каннском кинофестивале в 2016 году в рамках Directors Fortnight. Джованнези — один из девяти режиссеров, снявших в честь 90-летия Института кинематографии Луче (Istituto Luce) документальный альманах «9х10 девяносто», который был представлен на 71-м Венецианском кинофестивале. Кроме того, Клаудио Джованнези снял несколько эпизодов телесериала «Гоморра» — экранизации первого романа Роберто Савьяно.
ФИЛЬМОГРАФИЯ КЛАУДИО ДЖОВАННЕЗИ
Картина «Цветок» (2016) была показана на Каннском кинофестивале в рамках программы «Режиссерская ночь», получила премию «Серебряная лента», шесть номинаций на Национальную итальянскую кинопремию «Давид ди Донателло» и гран-при кинофестиваля в Брюсселе. Фильм «Волк» (2013) отмечен специальным призом жюри на 31-м кинофестивале в Турине и номинирован на «Серебряную ленту» в категории «Лучший документальный проект». Лента «У Али голубые глаза» (2012) получила специальный приз жюри на Международном кинофестивале в Риме, премию Жана Карме на кинофестивале в Анже, была номинирована на «Серебряную ленту» в категории «Лучший фильм» и на премию кинофестиваля в Трайбеке. Картина «Братья Италии» (2009) отмечена специальным призом жюри Международного кинофестиваля в Риме и была номинирована на «Серебряную ленту» в категории «Лучший документальный проект». Фильм «Дом на облаках» (2009) получил специальный приз жюри
кинофестиваля в Брюсселе.
Автор романа «Пираньи Неаполя» Роберто Савьяно — итальянский писатель и журналист, получивший всемирную известность благодаря роману-репортажу «Гоморра» (2006), переведенному на 42 языка. По мотивам книги снят одноименный фильм Маттео Гарроне, получивший в 2008 году гран-при Каннского кинофестиваля. Савьяно родился в Неаполе в 1979 году. После окончания факультета философии Неаполитанского университета подрабатывал журналистикой.
Первое тесное знакомство Савьяно с криминальным миром Неаполя состоялось, когда журналист устроился ассистентом фотографа, работавшего на мафиозных свадьбах. Материалы для книги «Гоморра» Роберто Савьяно собирал, посещая принадлежащие мафии фирмы в качестве управляющего складом в порту Неаполя. После выхода книги каморра вынесла Савьяно смертный приговор, поэтому писатель вынужден находиться под охраной полиции.
Прошение о государственной защите Роберто Савьяно подписали более 250 тыс. человек, среди которых шесть нобелевских лауреатов — Михаил Горбачев, Гюнтер Грасс, Дарио Фо, Рита Леви-Монтальчини, Орхан Памук и Десмонд Туту. Роберто Савьяно удостоен литературной премии имени антифашистов Ганса и Софи Шолль, премии «за храбрость» имени Гарольда Пинтера, премии Улофа Пальме, премии Европейской киноакадемии лучшему сценаристу, премии Виареджо и других.