На экраны России выходит «Антихрист»
ИЗВЕСТНО, что режиссер два года мучился депрессией. Все казалось ему пустым и бессмысленным, он очень страдал.Психологи утверждают: есть два проверенных способа избавиться от страданий – можно помочь тому, кому еще хуже, чем тебе, а можно в компании с собой заставить страдать кого-то еще. Триер избрал второй вариант борьбы с душевным недугом – решил снять фильм «Антихрист» и заставить страдать своих героев – вполне благополучную, на первый взгляд, супружескую пару (Уиллем Дефо и Шарлотта Гензбур), не разучившуюся даже получать удовольствие от семейного секса. Для затравки Триер лишил их ребенка (как раз во время занятий родителей упомянутым уже семейным сексом единственный сын пары выпадает из окна). Потом художник сослал пару в их загородный дом, где на фоне живописных лесных пейзажей поручил мужу, по совместительству психотерапевту, приводить в чувство убитую горем жену.Далее пришел черед страдать зрителей, ибо смотреть на всю эту психотерапию невыносимо! Невыносимо скучно! Диалоги в стиле «природа – это зло», невменяемая героиня Гензбур, бегающая по лесу без трусов (Каннам, правда, это жутко понравилось – девушку назвали лучшей актрисой нынешнего фестиваля), удручающе глупый герой Дефо, который несет какуюто псевдоглубокомысленную чушь, невротические совокупления – ну кого этим, в самом деле, развеселишь! Триер, конечно, и сам понимал: что-то не то, что-то не получается. «Я остро чувствовал, что фильм меня не радует», – рассказывал он о съемках в одном из интервью.Мэтр очень старался себя хоть как-то взбодрить: заставил героиню яростно мастурбировать под сенью деревьев, лупить свою «вторую половину» камнем по детородным органам и палкой по голове, с упоением вкручивать в ногу любимого супруга здоровенный подшипник, затем дал женщине в руки ножницы – чтобы отрезать себе, пардон, клитор. Муж героини такого поворота не понял – задушил и сжег ополоумевшую подругу.Действительно, зачем она, малахольная, да еще без клитора, ему нужна? Возмутилось и экуменическое жюри в Каннах: оно сделало Триеру выговор «за женоненавистничество» – мол, изобразил бедную женщину самым настоящим дьяволом, не делай так больше! Зато сам Триер вполне удовлетворен.Его, похоже, очень веселит, что серьезные люди пытаются найти в его картине какой-то глубокий смысл. Он честно признается, что написание сценария «Антихриста» было для него чем-то вроде курса лечения и образы героев он строил без малейшей оглядки на логику и законы драматургии.«Я попробовал снять фильм, где мне пришлось выбросить разум за борт», – говорит Триер. Он искренне удивляется, когда его обвиняют в «жестоком обращении с женщинами». «По-моему, все мои мужские персонажи – идиоты, ровно ничего не понимающие в жизни. Героя «Антихриста» это тоже касается», – парирует он. Он называет «Антихриста» главной картиной своего творческого пути и говорит, что от депрессии почти излечился.Жизнь снова бьет ключом, он снова в эпицентре скандала.