Тестирование на понимание
МИНУВШАЯ неделя прошла в Москве под знаком «новых образовательных стандартов для старшей школы».О них говорили депутаты на заседании Государственной думы РФ, о них рассказывал министр науки и образования Андрей Фурсенко, их обсуждали педагоги, представители Минобрнауки, ректоры вузов на «круглом столе» в Российском информационном агентстве, их комментировали участники заседания Общественной палаты по образованию в городе Москве.Что касается содержания стандартов, то, как отметил директор Федерального института открытого образования доктор психологических наук Александр Асмолов, к сожалению, мы столкнулись с нечеткостью формулировок в стандартах.– Стандарт – это документ, в котором должны содержаться программы развития школы, четкие требования к тому, каким должен стать ученик на выходе. На место школы знаний, умений и навыков приходит школа мышления. Предложенные стандарты меняют задачу школы, предлагая ей вариативность вместо профильности, – сказал Александр Асмолов. – Однако написаны они столь сложным для понимания языком, что это создает проблему.– Публикация стандарта – это тест на понимание текста, – заявил член общественного совета при Минобрнауки Александр Адамский. – Документ очень сложен и запутан. Необходимо дать четкое, ясное объяснение того, что в нем написано. Даже специалисты в области образования не смогли четко прочитать стандарты и понять их.Действительно, почти месяц в средствах массовой информации, в Интернете, на различных педагогических совещаниях не утихает дискуссия по поводу того, что в проекте нового стандарта образования для 10– 11-х классов обязательными будут лишь четыре предмета – физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» и индивидуальный проект. Остальные предметы, видимо, станут необязательными.На самом деле систему обучения в старшей школе планируется строить по системе предметных модулей.Их станет шесть. Так, в первый из них войдут русский язык и литература, а также родной язык и родная литература. Вторая группа включит в себя иностранные языки, третья – предметы из области математики и информатики, четвертая – общественные науки, пятая – естественные науки, шестая – искусство или предмет по выбору. В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик сможет выбрать один или два предмета. Но в общей сложности таких обязательных предметов по выбору должно быть не более семи. Причем из этих семи школьник должен будет выбрать три-четыре предмета, которые он хочет изучать углубленно – в зависимости от его предпочтений относительно будущей профессии.А физкультура, ОБЖ и «Россия в мире» будут обязательны для общего развития подростков.Что касается развития системы московского образования, то по заявлению руководителя столичного Департамента образования Исаака Калины, в Москве надо говорить не о модернизации образования, а о модернизации механизмов его существования и развития.– Ничего в школе не изменится, – сказал Исаак Калина, выступая на заседании общественного совета по образованию, – если не будет проводиться мощная работа по развитию и совершенствованию педагогического корпуса столицы. Мы платим молодым педагогам дополнительно 40 процентов к ставке. Зарплата учителей индексируется. Но важный шаг в повышении профессионализма педагогов – это предоставление им возможности проходить переподготовку.