- Город

В чём сила, школа?

Сергей Собянин утвердил проект планировки микрорайона на юге Москвы

Небензя: РФ готова сотрудничать со всеми странами для разработки препаратов от COVID-19

Заветные метры. Решить квартирный вопрос становится проще

Надеть маски. Нарушителей ждет большой штраф

Названы сроки окончания «волны холодов» в России

«Гестапо какое-то»: что ждет белорусскую оппозицию без Тихановской

Врач назвал единственный способ облегчить состояние при COVID-19

Роспотребнадзор назвал самые опасные для здоровья сферы деятельности

«Сварщик — от 110 тысяч рублей»: названы регионы с самыми высокооплачиваемыми вакансиями

Качели на крыше, живые концерты и завтраки целый день. Семь лучших веранд Москвы

СМИ выяснили, что TikTok тайно собирал данные пользователей

«Я тоже против насилия»: Гергиев рассказал о белорусской награде

Адвокат Ефремова собирается обратиться за помощью к Путину и Бастрыкину

Названы самые опасные сорта пива для здоровья

Россияне назвали главные минусы удаленки

«Закончит как Кокорин и Мамаев»: что грозит Широкову за нападение на арбитра

В чём сила, школа?

Образование вновь ждут реформы

Власти Москвы намерены ввести в городе собственный стандарт качества образования. Он предполагает повышение требований к результатам работы начальных, средних и профессиональных образовательных учреждений. Такова главная задача «Программы развития системы образования в Москве на период с 2012 по 2016 год».

Каким должно стать образование в ближайшие пять лет? Качественным, инновационным, передовым… «Наша задача, чтобы лозунг «Качественное обучение в лучших школах Москвы стало доступно каждому столичному ученику!» перестал быть утопическим», – считает руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина.

В марте на заседание столичного правительства должен быть вынесен проект новой программы развития системы образования на ближайшие пять лет.

Сейчас в педагогическом сообществе идут активные консультации по содержанию будущей программы.

Одно из заседаний экспертного совета по обсуждению программы прошло в школе № 1259 Центрального административного округа. В нем приняли участие лучшие педагоги столицы, ректоры высших учебных заведений, руководители Департамента образования города Москвы, члены правительства города.

По словам руководителя Экспертного совета – ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, – у Москвы есть все предпосылки, чтобы давать качественное образование.

– Затрачивая больший ресурс, чем другие города, мы в Москве получаем не такой высокий уровень знаний школьников, какой бы нам хотелось видеть, – считает Ярослав Кузьминов. – Почти половина родителей школьников недовольна качеством обучения, а ведь в учебных заведениях работают прекрасные педагоги, классы оснащены современным оборудованием. Видимо, этого оказывается недостаточно, чтобы выравнять условия получения образования детьми и подростками из центральных школ города и из школ, расположенных в отдаленных спальных районах.

Нужно от практики помощи сильным учебным заведениям переходить к практике помощи слабым.

Как же планируется решать проблему неоднородности качества работы московских средних общеобразовательных учреждений? Во-первых, создавать крупные учебные комплексы, объединяя сильные учебные заведения и слабые. Во-вторых, как считает Исаак Калина, «делегировать для передачи опыта директоров передовых школ в малопопулярные, то есть задействовать тот потенциал, который сейчас используется не полностью». В-третьих, изменить систему подготовки педагогических кадров.

По мнению Ярослава Кузьминова, в 17 лет молодой человек, поступая в педагогический институт, вряд ли осознанно собирается идти работать в школу. Скорее он просто хочет получить хорошее образование. А в 20 лет желание стать учителем может быть уже осознанным. Поэтому рациональнее открывать не педагогический бакалавриат, а педагогическую магистратуру.

Проект будущей программы столичного образования предполагает внедрение в школах программ для развития социального и межкультурного взаимодействия обучающихся; введение «креативных предметов»; обязательную организацию проектной деятельности в начальной и основной школе. Кроме того, планируется создание системы поддержки освоения мигрантами русского языка и городской культуры.

По данным статистики, за период между переписями населения 1989 и 2002 годов численность армянской и грузинской общин в Москве выросла в 2,8 раза, азербайджанской и молдавской – в 5 раз, чеченской – в 7 раз, таджикской – в 12 раз, вьетнамской – в 14 раз, китайской – в 35 раз. Во многом из-за этого в Москве стали появляться школы, адаптированные под мигрантов.

– Подобного допускать не нужно, – считает Ярослав Кузьминов. – Чтобы помочь детям мигрантов освоиться в столичных школах, можно направлять их в адаптационные центры, где они будут изучать русский язык, а также знакомиться с русской культурой.

Количество детей-мигрантов не должно составлять больше 20 процентов от количества учеников в классе.

Что касается финансирования средних общеобразовательных учреждений, то, как следует из проекта программы, получать деньги они будут в зависимости от объема и качества оказываемых услуг, то есть исходя из количества учеников и их успеваемости.

Деньги учебному заведению будут выделяться не просто через смету, а с учетом ее достижений: более высокий результат обучения принесет школе дополнительное финансирование.

Говорится в программе развития образования на 2012–2016 годы и о поддержке московского учительства.

Власти города обещают педагогам регулярный рост зарплаты, выделение грантов на исследовательскую и проектную деятельность, страхование жизни, финансирование индивидуальных планов профессионального развития и введение статуса «педагогмастер» для педагогов высокого профессионального уровня.

– Если мы будем требовать от педагогов качественной работы, то должны понимать, что человек, имеющий нагрузку в 1,5–2 ставки, не в состоянии повышать свой профессиональный уровень, у него не остается времени, – говорит проректор ВШЭ Исаак Фрумин. Перегрузки в работе учителей надо убирать, при этом не сокращая их зарплаты.

[b]Прямая речь

Ольга ГОЛОДЕЦ, заместитель мэра Москвы:[/b]

[i]– Москвичи предъявляют высокие требования к качеству образования. У столичных школ есть все возможности, чтобы это качество обеспечить. Именно для этого разрабатывается новая программа развития столичного образования. Требования москвичей более жесткие, чем в среднем по стране, и мы хотим этот стандарт приумножить. Московское образование имеет очень широкую палитру. Много очень интересных авторских школ, которые учитывают интерес ребенка.[/i]

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

193 473 + 787 (за сутки)

Выздоровели

250 303 

Выявлено

4 622 + 11 (за сутки)

Умерли

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем, политолог

Атмосфера общего страха

Виктория Федотова

У Белоруссии женское лицо

Игорь Воеводин

Последняя гибель «Варяга»

Екатерина Рощина

Кто его посадит, он же памятник

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ, политолог

Лукашенко между двух огней

Олег Сыров

Готовим дома: перепела в брусничном соусе

Степан Орлов, заместитель председателя Мосгордумы

Без помощи никто не останется

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Не надо обесценивать опыт

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите