Москва не город животноводов
В номере «Вечерки» за 16 марта 2011 года мы опубликовали беседу нашего корреспондента с [b]Мариной Оглоблиной, министром правительства Москвы, руководителем Департамента экономической политики и развития города Москвы[/b].Часть вопросов, не касающихся напрямую коммунальных проблем города, мы оставили в надежде, что наши читатели самостоятельно продолжат этот разговор начистоту.Так и вышло. С вопросом к министру обратилась наша читательница Ирина Хлебникова, проживающая на улице Тихомирова, дом 3. «В связи с ухудшением положения с продовольствием, не планирует ли правительство города выделить из бюджета деньги на сбор у населения пищевых отходов. Помнится, в советское время предпринимались такие попытки – собирали картофельные очистки и прочие съедобные отходы для кормления животных. Стоит ли к этому вернуться? Я читала, что животные от такой подкормки болели. Но наука не стоит на месте. Может быть, уже разработаны такие добавки, которые делают пищевые отходы съедобными и полезными? Надо все это срочно обдумать и остановить уничтожение поголовья скота из-за нехватки кормов».– Выделять из бюджета деньги целенаправленно на сбор у населения пищевых отходов для кормления скота не планируется. Во-первых, потому что город не занимается скотоводством. А во-вторых, как выяснилось, не у всех жителей Москвы подобные инициативы вызывают заинтересованность.Несколько лет назад был проведен эксперимент: в отдельных дворах московских домов обычные контейнеры для мусора заменили на новые селективные баки для того, чтобы жители, выбрасывая отходы, сразу же их и сортировали. Но москвичи восприняли эксперимент, мягко говоря, без энтузиазма и выкидывали мусор не сортируя.Предприниматели пока тоже не горят желанием осваивать такую экономическую нишу, как утилизация мусора, потому что не уверены в своей выгоде. Сегодня мы имеем ситуацию, когда доходный во всем мире бизнес в Москве создает дополнительную нагрузку на бюджет города, которому приходится доплачивать за уборку, утилизацию и доставку мусора на полигоны.Конечно, ситуацию нужно менять. И если рассматривать отходы как ценную энергетическую и сырьевую субстанцию, то идея очень простая: заинтересовать предпринимателей в освоении «мусорного» бизнеса не только в плане его вывоза на полигоны, но и переработки.Это и прибыль для коммерсантов, и рабочие места для населения, и доходы для бюджета, и облегчение для экологии. Но за простотой идеи стоит огромная работа. Для начала необходимо сформулировать экономические условия реализации этой задачи, над чем мы сейчас и работаем.А уж если бизнес будет заинтересован получать из бытового мусора вторичные ресурсы, то, поверьте, он сможет и простых граждан заинтересовать в сортировке отходов. В том числе и пищевых.[b]– Хотелось бы узнать о перспективах снижения налоговой нагрузки на бизнес. Планируется ли в 2011 году принять местные законы, которые существенно улучшат положение предпринимателей?[/b]– Правительством Москвы оказывается большая поддержка малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям.Созданы условия для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента по 69 видам деятельности индивидуальными предпринимателями, привлекающими наемных работников численностью до 5 человек Снижена с 15 до 10% налоговая ставка по пяти наименее доходным видам экономической деятельности для определенных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей.Освобождены от налога на имущество технопарки и бизнес-инкубаторы, в том числе не облагается налогом имущество, сдаваемое в аренду организациям малого и среднего бизнеса.Резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа Зеленоград освобождены от уплаты транспортного налога. Для них установлена пониженная ставка налога на прибыль 13,5 процента, как и для организаций, осуществляющих на территории города производство легковых автомобилей.Предоставлена льгота по налогу на имущество организациям, осуществляющим на территории Москвы производство легковых автомобилей, а также организациям, сдающим им в аренду имущество.Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации подготовлен проект федерального закона, которым предусматривается дополнить Налоговый кодекс РФ главой «Патентная система налогообложения». Срок ее введения предусматривается установить с 1 января 2012 года.В случае принятия закона будут внесены необходимые изменения в законодательство Москвы, регулирующие применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.[b]– Как вы относитесь к объединению Москвы и Подмосковья? Если это произойдет, то потянет ли городской бюджет новое пространство? Что экономически выгоднее: присоединить все Подмосковье или «оттяпать» у него кусок в пределах 50-километровой зоны?[/b]– Речь не идет ни об объединении Москвы и Подмосковья, ни о том, чтобы «оттяпать» у области 50-километровую зону. Речь идет о формировании системы координации программ развития города и области, отсутствие которой уже нанесло немалый вред и Москве, и Подмосковью.Сейчас на слуху формирование единой программы развития транспортного комплекса. Но это лишь первый по очередности вопрос. Необходима единая политика в размещении жилищного строительства, размещении производств и крупных оптовых продовольственных и непродовольственных предприятий, создании единой системы переработки промышленных и бытовых отходов, системы охраны источников водоснабжения и т. д.То, что такой диалог властей города и области начался, – большой шаг вперед в интересах жителей и того и другого региона.[b]– Федеральное правительство занялось модернизацией бюджетного процесса. Речь идет фактически об отказе от сметного финансирования и переходу к финансированию целевых программ. Уже в следующем году доля таких программ должна вырасти до внушительных размеров – примерно до 70% всех расходов бюджета. Пойдет ли Москва по федеральному пути? Насколько программный метод эффективен?[/b]– Практика программно-целевого планирования реализуется в городе с 2004 года. Тогда в проект бюджета города Москвы были включены расходы на финансирование городских целевых программ в виде отдельного приложения.В 2011 году в Москве реализуется 21 городская целевая программа, на которые приходится 15,4% расходов бюджета города. Недостатком действующих городских целевых программ является их нацеленность на решение отдельных, иногда узконаправленных задач. Не все программы носят комплексный, разносторонне проработанный характер с понятными целевыми показателями и оценкой предполагаемых результатов реализации.До 1 января 2012 года все действующие городские программы планируется завершить и с 2012 года перейти на другие принципы программно-целевого бюджетирования на основе государственных программ Москвы.Правительством Москвы утвержден перечень из 15 таких первоочередных программ на 2012–2016 годы, которые предстоит разработать уже в текущем году.Перечень позволит сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на решении ключевых проблем города, повысить эффективность расходования средств бюджета, сформировать проект бюджета Москвы на 2012-й и последующие годы на 80% программным методом, а также установить персональную ответственность заместителей мэра Москвы и руководителей органов исполнительной власти города за выполнение возложенных на них функций.В перспективе более 90% средств бюджета города будут распределены по крупным пятилетним программам с четкими целевыми показателями и результатами реализации.[b]– Возможно ли в ближайшей перспективе формирование трехлетнего бюджета города или пока год – максимальный горизонт для планирования?[/b]– Впервые бюджет Москвы был сформирован на трехлетнюю перспективу 2009–2011 годов. Однако в связи с негативными изменениями в экономике города, обусловленными влиянием мирового финансового кризиса, в 2009 году было решено вернуться к планированию бюджета только на один очередной финансовый год.В связи со стабилизацией ситуации, а также относительным ростом экономических показателей в основных отраслях мэром Москвы принято решение о разработке и утверждении в 2011 году трехлетнего бюджета Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.В настоящее время органами исполнительной власти Москвы уже начата работа по составлению проекта бюджета Москвы на 2012– 2014 годы.[b]– Бюджет в конце года, с приходом нового мэра, был серьезно переформатирован. В первую очередь обновления коснулись Адресной инвестиционной программы, которую еще называют бюджетом развития. Можно ли теперь говорить, что инвестиционные «разрывы», возникшие в прошлом из-за кризиса, полностью закрыты?[/b]– Действительно, в результате пересмотра бюджета города на 2011 год в декабре 2010 года расходы на реализацию Адресной инвестиционной программы были увеличены и составили 361,1 млрд рублей.Кроме того, была проведена работа по оптимизации расходов внутри программы.В настоящее время расходы на реализацию Адресной инвестиционной программы Москвы на 2011 год полностью обеспечены финансовыми средствами.[b]– Насколько легко город способен отказаться от заемных средств, приходивших ранее с долгового рынка, – ведь они предназначались в первую очередь как раз для пополнения АИП?[/b]– Мы не должны жить в долг. И только в случае крайней необходимости занимать на конкретные программы.[b]– Каким будет транспортный налог в Москве?[/b]– Ставки транспортного налога установлены Законом города Москвы от 9 июля 2008 года № 33 «О транспортном налоге» и с тех пор остаются неизменными. Размер ставок укладывается в отведенные Налоговым кодексом Российской Федерации границы, в том числе с учетом последних изменений, внесенных Федеральным законом от № 307-ФЗ. В связи с этим их корректировка не требуется и в текущем году не планируется.Следует также отметить, что сохраняются все городские льготы по уплате транспортного налога, в том числе и в части освобождения от уплаты налога владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя до 70 л. с.