Избранные Клио за витриной

Культура

В КАКИЕ моменты истории появляются на сцене жизни имена тех или иных героев? Становятся востребованными? Какие качества привлекают тех, кто извлекает их из исторических глубин? На эти вопросы попытались найти ответы Исторический и Русский музеи в совместном выставочном проекте «Избранники Клио. Перед судом истории».Вот крещение великой княгини Киевской Ольги (она приняла это таинство первой, после нее князь Владимир крестил Русь). На полотне все – от самой мизансцены до жестов и поз героев выверенно-театральны. И это понятно – слишком великая идея лежит в основе события! А рядом проявление живых человеческих страстей – княгиня Софья Витовтовна срывает с Василия Косого пояс Дмитрия Донского (кстати, ее поступок спровоцировал череду феодальных войн). И, глядя на полотно П. П. Чистякова, нам не так уж и важно, быль ли это или красивая легенда отечественной истории.Бросает в дрожь от грозного взгляда, который бросает на нас, зрителей, с верхней ступеньки лестницы своего дворца государь всея Руси Иван Васильевич Грозный (хрестоматийное полотно Виктора Васнецова). Заверните налево – пожалуйста, еще один надежа-царь кисти А. Д. Литовченко, этот художник всегда стремился узнать как можно больше об излюбленной русской старине.На его полотне Иван Васильевич ищет облегчения от недугов с помощью драгоценных камней, которые считал друзьями красоты и добродетели и врагами порока. Следующее полотно – настоящая интрига для зрителей от художника П. И. Геллера: митрополит посвящает в духовный чин – схимну – дряхлого царя 54 лет от роду. Ведь существует версия о насильственной смерти царя от бояр Бориса Годунова и Богдана Бельского.В советском разделе «гениев и злодеев» несомненное открытие – портрет Керенского (он написан русским художником-эмигрантом Сергеем Мако в 1923 году). Александр Федорович предстает перед нами чувствительным русским интеллигентом. Другое откровение – картина Бродского «У гроба вождя».Многие десятилетия она провела в запасниках, поскольку среди большевистской когорты затесались «враги народа». Что вполне понятно – полотно написано в 1925 году.Самое же интересное – портрет Иосифа Сталина, выполненный сангиной и углем в 1937 году художником Василием Мешковым. Общеизвестно, что Иосиф Виссарионович никому, кроме Дмитрия Налбандяна, не позировал. Все портреты вождя создавались по фотографиям, «утвержденным» лично Сталиным. Кстати, портрет Мешкова участвовал в закрытом конкурсе-заказе.И был признан как один из самых удачных, если б не детали. Жюри отмечало, что «портрет портит четкая, почти натуралистическая разработка отдельных подробностей лица, вялая проработка рук, нарочито эффектный, слишком мрачный тон».[b]Выставка открыта до 24 октября.[/b][b]Исторический музей (Красная площадь, 1). «Избранники Клио. Перед судом истории».[/b]

Google newsGoogle newsGoogle news