- Город

Отечественная пресса отмечает День печати

Мэрия обязала москвичей соблюдать дистанцию в 1,5 метра

Путин поручил отсрочить налоговые платежи для малого и среднего бизнеса

Оперштаб: Ограничение движения транспорта в Москве не предусмотрено

«Это идиотизм!»: Милонов призвал наказать игнорирующих просьбы о самоизоляции

Спасатели начали встречать приезжающих из зарубежья в аэропортах столицы

Синоптик назвал самые холодные дни в Москве на предстоящей неделе

Врач из Германии о коронавирусе: Немцы на грани выживания, их успокаивают русские

Каким будет мировой порядок после коронавируса

«Говорили о великом Путине»: как итальянцы отреагировали на помощь России

Космонавт объяснил, как сохранить физическое и психическое здоровье в замкнутом пространстве

Роман Вильфанд рассказал о погоде на весну и лето в России

«Боже, храни Лукашенко!»: русско-украинская семья сбежала от коронавируса в Минск

«Все идет по утвержденному сценарию»: политолог — о наступлении новой мировой войны

Как мировой кризис отразится на жизни простых россиян

Советы дачникам: когда сажать теплолюбивые сорта в открытый грунт

Врачи предупредили о новом симптоме коронавируса

Отечественная пресса отмечает День печати

Директор Музея печати в Серпухове Татьяна Андрюхина с экземпля- ром газеты «Комму- нист», отпечатанной в типографии

ФОТО: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

13 января отечественная пресса отмечает День печати. Накануне корреспондент «Вечерней Москвы» побывал в Музее печати, который был создан стараниями неравнодушных людей.

 Создателем и директором музея, который находится в Серпухове, стала профессиональный журналист Татьяна Андрюхина, в прошлом - начальник орготдела в поселении Роговское Троицкого округа.   

— Мне интересно было узнать, как работают музеи печати в Европе. Выбор пал на Италию, где насчитывается 36 музеев печати, — рассказала Андрюхина. — В одном из них я побывала и вскоре там откроется выставка русской журналистики.

Музей состоит из двух залов. В одном — кабинет первого главного редактора местной газеты, где стоит стол прошлого века, на стенах — фотографии с видами старого города, а в другом — настоящая подпольная типография конца XIX — начала XX века.

— Нам удалось собрать печатные станки и типографское оборудование позапрошлого века, причем в абсолютно рабочем состоянии, — рассказывает Андрюхина. Посетители музея могут попробовать себя в качестве наборщика или печатника, поработав на настоящих немецких станках фирмы «Краузе». Каждый станок весит почти тонну, они потрясают своей мощью даже сегодня.

Чудо, что их не сдали в металлолом. Здесь же можно набрать свое имя из литер (буквы в наборном станке. — «ВМ»). Рядом находится стол верстальщика. Особенно удивляются такому оборудованию дети — устройства полностью механические, и, несмотря на свои внушительные габариты, все наглядно и понятно. На станках можно даже напечатать листовку образца октября 1919 года. Вчитываясь в строчки на листке, изучать историю становится интереснее... А за соседней дверью — современная типография, где можно увидеть, как печатают газеты сегодня.

Несмотря на колоссальную работу, которая была проведена до открытия музея, сотрудники по крупицам продолжают собирать исторические сведения о здании типографии, общаются с краеведами, изучают архивные подшивки газет. В этом им помогают профессиональные историки и реконструкторы: преподаватель Военного университета Минобороны РФ, кандидат исторических наук Александр Салихов и руководитель поискового объединения «Слава» Дмитрий Дериенко. Поскольку музей рассказывает об истории печатного дела не только в России, но и в мире, Татьяна обратилась к зарубежным коллегам.

— Мне интересно было узнать, как работают музеи печати в Европе. Выбор пал на Италию, где насчитывается 36 музеев печати, — рассказала Андрюхина. — Два музея мне уже ответили и ждут в гости.

В планах — установка в зале, посвященном истории печатного дела, копии печатного станка Иоганна Гутенберга. Его воссоздаст реставратор Высоцкого монастыря. Со дня на день должен прибыть линотипный станок — основа типографского оборудования XX века. В музее ежедневно проходят экскурсии. А это значит, что даже в век цифровых технологий интерес к печатному делу не угасает.

СПРАВКА «ВМ»

Слово «газета» произошло от итальянского gazzetta, буквально «(маленькая) сорока, болтунья», от gazza — «сорока». А также от венецианской монетки газета достоинством в два сольдо (итальянская медная монета), за которую можно было купить один лист информации. 

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Первая типография, или, как ее тогда называли, печатня, открылась в Москве в 1563 году. Ее владельцы Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над книгой «Деяния апостольские, собрания соборные и Святого Павла послания», или «Апостол». Работа над набором страниц заняла без малого год.

Читайте также: Более 50 площадок «Путешествия в Рождество» будут работать до конца января

Новости СМИ2

Ирина Алкснис

Как победить эпидемию

Ольга Кузьмина  

Самое красивое средство от кашля

Анатолий Горняк

Самоизоляция — штука полезная

Михаил Бударагин

Сидите дома — исполняйте долг

Георгий Бовт

Помощь малому бизнесу: всех не спасти

Олег Сыров

Готовим дома мульгикапсад: вкусно и по-эстонски медленно

 Александр Хохлов 

Спастись от пандемии, приготовиться к войне

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Зачем Господь взалкал в пустыне?

Стать фармацевтом со школьной скамьи

Полезная неорганика поможет жить до ста лет

Упал — отжался!

Нейрохакинг: тело учит мозг быть здоровым и счастливым