Отечественная пресса отмечает День печати
Директор Музея печати в Серпухове Татьяна Андрюхина с экземпля- ром газеты «Комму- нист», отпечатанной в типографии / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Отечественная пресса отмечает День печати

Общество

13 января отечественная пресса отмечает День печати. Накануне корреспондент «Вечерней Москвы» побывал в Музее печати, который был создан стараниями неравнодушных людей.

Создателем и директором музея, который находится в Серпухове, стала профессиональный журналист Татьяна Андрюхина, в прошлом - начальник орготдела в поселении Роговское Троицкого округа.

— Мне интересно было узнать, как работают музеи печати в Европе. Выбор пал на Италию, где насчитывается 36 музеев печати, — рассказала Андрюхина. — В одном из них я побывала и вскоре там откроется выставка русской журналистики.

Музей состоит из двух залов. В одном — кабинет первого главного редактора местной газеты, где стоит стол прошлого века, на стенах — фотографии с видами старого города, а в другом — настоящая подпольная типография конца XIX — начала XX века.

— Нам удалось собрать печатные станки и типографское оборудование позапрошлого века, причем в абсолютно рабочем состоянии, — рассказывает Андрюхина. Посетители музея могут попробовать себя в качестве наборщика или печатника, поработав на настоящих немецких станках фирмы «Краузе». Каждый станок весит почти тонну, они потрясают своей мощью даже сегодня.

Чудо, что их не сдали в металлолом. Здесь же можно набрать свое имя из литер (буквы в наборном станке. — «ВМ»). Рядом находится стол верстальщика. Особенно удивляются такому оборудованию дети — устройства полностью механические, и, несмотря на свои внушительные габариты, все наглядно и понятно. На станках можно даже напечатать листовку образца октября 1919 года. Вчитываясь в строчки на листке, изучать историю становится интереснее... А за соседней дверью — современная типография, где можно увидеть, как печатают газеты сегодня.

Несмотря на колоссальную работу, которая была проведена до открытия музея, сотрудники по крупицам продолжают собирать исторические сведения о здании типографии, общаются с краеведами, изучают архивные подшивки газет. В этом им помогают профессиональные историки и реконструкторы: преподаватель Военного университета Минобороны РФ, кандидат исторических наук Александр Салихов и руководитель поискового объединения «Слава» Дмитрий Дериенко. Поскольку музей рассказывает об истории печатного дела не только в России, но и в мире, Татьяна обратилась к зарубежным коллегам.

— Мне интересно было узнать, как работают музеи печати в Европе. Выбор пал на Италию, где насчитывается 36 музеев печати, — рассказала Андрюхина. — Два музея мне уже ответили и ждут в гости.

В планах — установка в зале, посвященном истории печатного дела, копии печатного станка Иоганна Гутенберга. Его воссоздаст реставратор Высоцкого монастыря. Со дня на день должен прибыть линотипный станок — основа типографского оборудования XX века. В музее ежедневно проходят экскурсии. А это значит, что даже в век цифровых технологий интерес к печатному делу не угасает.

СПРАВКА «ВМ»

Слово «газета» произошло от итальянского gazzetta, буквально «(маленькая) сорока, болтунья», от gazza — «сорока». А также от венецианской монетки газета достоинством в два сольдо (итальянская медная монета), за которую можно было купить один лист информации.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Первая типография, или, как ее тогда называли, печатня, открылась в Москве в 1563 году. Ее владельцы Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над книгой «Деяния апостольские, собрания соборные и Святого Павла послания», или «Апостол». Работа над набором страниц заняла без малого год.

Читайте также: Более 50 площадок «Путешествия в Рождество» будут работать до конца января

Google newsGoogle newsGoogle news