- Город

Гарри Бардин: Отсутствие игрушек в детстве восполняю всю жизнь

Мэрия обязала москвичей соблюдать дистанцию в 1,5 метра

Путин поручил отсрочить налоговые платежи для малого и среднего бизнеса

Оперштаб: Ограничение движения транспорта в Москве не предусмотрено

«Это идиотизм!»: Милонов призвал наказать игнорирующих просьбы о самоизоляции

Спасатели начали встречать приезжающих из зарубежья в аэропортах столицы

Синоптик назвал самые холодные дни в Москве на предстоящей неделе

Врач из Германии о коронавирусе: Немцы на грани выживания, их успокаивают русские

Каким будет мировой порядок после коронавируса

«Говорили о великом Путине»: как итальянцы отреагировали на помощь России

Космонавт объяснил, как сохранить физическое и психическое здоровье в замкнутом пространстве

Роман Вильфанд рассказал о погоде на весну и лето в России

«Боже, храни Лукашенко!»: русско-украинская семья сбежала от коронавируса в Минск

«Все идет по утвержденному сценарию»: политолог — о наступлении новой мировой войны

Как мировой кризис отразится на жизни простых россиян

Советы дачникам: когда сажать теплолюбивые сорта в открытый грунт

Врачи предупредили о новом симптоме коронавируса

Гарри Бардин: Отсутствие игрушек в детстве восполняю всю жизнь

НА ЕГО мультфильмах выросло не одно поколение детей. Кто из нас не помнит «Летучий корабль» с замечательным Водяным, которому «летать охота»? А Красную Шапочку, которая, следуя горбачевской концепции «общеевропейского дома», несет пирожки бабушке не куда-нибудь, а в Париж? Или трогательную няню Чучу, которую мальчик смастерил для себя сам?

Вчера их создателю Гарри Бардину исполнилось 70 лет.

[i][b]Сын знаменосца[/b][/i][b]

– Говорят, все мы родом из детства, а к мультипликаторам это, наверное, относится в первую очередь. Гарри Яковлевич, что вы помните из своего детства?[/b]

– Оно сопровождалось голодом и отсутствием игрушек. Вместо них были гильзы и патроны. Наверное, этим и можно объяснить то, что я всю жизнь играю в какие-то игры. С отцом я познакомился, только когда мне было 3,5 года. До этого он был на фронте, в морской пехоте, сошедшей с кораблей. Его отозвали после Сталинграда.

[b]– Вы, наверное, безумно гордились им?[/b]

– Безусловно. Особенно когда он шел на парадах: высокий, красивый, весь в белом… Обычно он был знаменосцем или сопровождающим знамя…

[b]– А кем мечтали быть?[/b]

– Хирургом, дирижером, актером, скульптором… В какой-то степени все это исполнилось. Ведь дирижер – это нечто близкое к режиссуре. Что касается скульптуры, то… когда мне нужно лепить на студии, я делаю это.

[b]– А от кого у вас любовь к музыке, которой так много в ваших мультфильмах?[/b]

– Ее привила мне мама. Она хорошо пела, и все арии из опер и оперетт я знаю из ее уст. Вообще мама создавала необычайный домашний уют, и в этом смысле мое детство было благополучным, я не могу пожаловаться. В доме была и любовь, и нежность.

[i][b]Два режиссера[/b][/i][b]

– И как вы после такого благополучного детства создали «Чучу», в которой мальчик предпочитает звать на помощь няню, а не маму? Или няня у вас тоже была?[/b]

– Няня была у моего сына Паши, потому что мы с женой работали. Она его очень сильно кутала, надевая по четыре пары штанов. И рассказывала ему разные страшилки, вроде того, что его утащит волк. Это чтобы он от нее никуда не убегал.

Сегодня ведь родители заняты карьерными соображениями, а ребенок… Иногда в семьях его заводят только потому, что «так принято», «у всех есть, и нам пора обзавестись».

[b]– Вот вашему сыну с вами повезло…[/b]

– Не знаю, это у него надо спросить. Хотя как-то мой племянник сказал Паше: «Счастливый ты. С таким папой не заскучаешь. Когда вырастешь, наверно, умрешь со смеху». Нам с Пашей всегда было интересно вместе – и в его детстве, и теперь, когда и он режиссер, и я режиссер.

[i][b]Утенок не мстил обидчикам[/b][/i][b]

– Так совпало, что у вас родился сын и в тот же год вы начали работать в «Союзмультфильме»…[/b]

– Я вам скажу больше: все это произошло в один день. 10 октября 1975 года художественный совет принимал мою картину. Иван Петрович Иванов-Вано, наш патриарх, сказал добрые слова по поводу моего фильма и поздравил студию с приобретением хорошего режиссера. На часах было ровно без десяти двенадцать. И в это же время родился мой сын. Так я стал режиссером, а он – человеком.

Прошли годы, и в 1999 году уже Павел сделался режиссером, окончив курс во ВГИКе у Александра Митты. Тогда же он получил приз Святой Анны за лучший дебют.

Теперь мои мультфильмы смотрит внук, ему 4,5 года. Иногда он требует, чтобы я ему пел перед сном песню из мультфильма «Летучий корабль» (я там озвучивал царя). Я пою, он мне в ответ: «Похоже». Я говорю: «Да ведь и в мультфильме это я пою!» Но он мне не верит.

[b]– А «Гадкого утенка» он смотрел?[/b]

– Да. Я потом спросил: «Что ты понял?». Он сказал: «Утенка обижали взрослые, особенно папа и мама».

[b]– Вас огорчает то, что не все поняли финал этого мультфильма?[/b]

– Мою мысль очень хорошо выразил один французский ребенок. Он сказал: «Я знаю, почему вы сделали так, что утенок пролетел над двором и его обидчики лишились перьев. Это чтобы все понимали, что под перьями эти птицы, как и утенок, пластилиновые». Все мы одинаковые, и перед Богом все равны. Именно это я и имел в виду. Ну а если этого кто-то не понял – что делать.

– Но многие восприняли окончание фильма так, как будто утенок мстит обидчикам…

– «Мне отмщение, и Аз воздам»? В какой-то степени да, почему нет? Утенок попрощался с птичьим двором, пролетев над ним на бреющем полете (буквально «бреющем»!). Этого хватило, чтобы опали все перья этой стаи, которыми они так гордились. Я долго думал, делать ли такой финал. Потом решил, что это надо, потому что никакое деяние не остается безответным. Можете считать, что это моя, авторская месть. А не утенка.

[i][b]Не делите детское кино[/b][/i][b]

– В июне этого года вы были в числе тех, кого пригласили на встречу с премьер-министром Владимиром Путиным для разговора о путях развития отечественной мультипликации. Как вы думаете, будут изменения к лучшему после этой беседы?[/b]

– Посмотрим. Одно дело списать на отрасль 500 млн рублей, другое дело – знать, как они будут освоены. Для меня это важно.

Мы настаивали на том, что сейчас очень нужна хорошая учебная база. Надо не потерять традиции и передать классическую школу, ту, которой мы были сильны. Потому что связь поколений утеряна.

[b]– А у вас есть ученики?[/b]

– Нет. Хотя одно время я преподавал на Высших режиссерских курсах в паре с Федором Хитруком. На этом курсе учились такие замечательные ребята, как Саша Петров, Ваня Максимов, Миша Алдашин, Миша Тумеля… Замечательная когорта режиссеров с мировыми именами. Недавно мне снова предложили набрать курс во ВГИКе, но я отказался. Заниматься и студией, и студентами довольно напряженно. А я еще хочу сам снимать.

[b]– Накануне вашего юбилея что самое радостное и самое грустное в вашей жизни?[/b]

– Радостно от того, что написал новый сценарий. А то после выпущенного фильма всегда погружаешься в депрессию. Кажется, что ничего больше не придумаешь.

Для меня очень важна перспектива, потому что работа – это моя жизнь. А самым лучшим подарком к юбилею будет финансирование моего нового фильма. Мне это уже пообещал министр культуры.

У меня нет званий, так получилось. Я только лауреат Государственной премии, которую мне вручал Борис Николаевич Ельцин. Но тут уж, как говорят в Одессе: «Вам что важно – шашечки или ехать?» Вот для меня самое главное – ехать.

[b]P.S. [/b][i]Завтра у мастера пройдет творческий вечер в киноклубе «Эльдар». Благодарим его организаторов за помощь в подготовке интервью.[/i]

[b]Досье «ВМ»[/b]

[i]Гарри Яковлевич Бардин (11 сентября 1941 г., Оренбург) – российский аниматор.

Особенно известен работами в жанре пластилиновой анимации. Окончил Школу-студию МХАТ, работал драматическим актером в Театре им. Гоголя, снимался в кино.[/i]

[b]Справка «ВМ»[/b]

[i]Свой последний мультфильм – полнометражную картину-мюзикл «Гадкий утенок» Гарри Бардин снимал 6 лет. В нем задействовано около 500 кукол.

Но сам Гадкий утенок сделан из пластилина. Каждый обитатель «Птичьего двора» щеголяет в настоящих перьях.

С ними Бардину помог предприниматель Андрей Разбродин, поставляющий перья для компании «Рибок». Музыку к мультфильму записал оркестр Владимира Спивакова. Сам маэстро озвучил Петуха.

Свои голоса персонажам «Гадкого утенка» также «подарили» Константин Райкин, Армен Джигарханян, Юлия Рутберг, Владимир Качан.

Всего в картине 107 тысяч кадров. Ее бюджет – полтора миллиона долларов. Для сравнения: бюджет «Шрэка» – 165 миллионов.[/i]

[i]фото Анны ИВАНЦОВОЙ[/i]

Новости СМИ2

Ирина Алкснис

Как победить эпидемию

Ольга Кузьмина  

Самое красивое средство от кашля

Анатолий Горняк

Самоизоляция — штука полезная

Михаил Бударагин

Сидите дома — исполняйте долг

Георгий Бовт

Помощь малому бизнесу: всех не спасти

Олег Сыров

Готовим дома мульгикапсад: вкусно и по-эстонски медленно

 Александр Хохлов 

Спастись от пандемии, приготовиться к войне

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Зачем Господь взалкал в пустыне?

Стать фармацевтом со школьной скамьи

Полезная неорганика поможет жить до ста лет

Упал — отжался!

Нейрохакинг: тело учит мозг быть здоровым и счастливым