Современный учитель информатики: кто он на самом деле
Какими профессиональными качествами и навыками должен обладать современный учитель информатики и как сделать свой урок полезным и интересным, чтобы повысить учебную мотивацию каждого школьника? О своем педагогическом опыте рассказывает победитель олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка» Егор Дьяконов.
Создавая портрет современного учителя, в первую очередь нужно отметить те основные черты, которые присущи современному образованию в целом. Сегодня школа больше не представляет собой сокровищницу знаний, в которой учитель выступает в роли гида-проводника, аккуратно демонстрируя ученикам каждый из экспонатов и рассказывая его подробную историю. Современную школу можно сравнить с большой лабораторией, в которой старшие и младшие коллеги, учителя и ученики, вместе изучают окружающий их мир, занимаются творческим и научным поиском, открывая новые знания сообща. Таким образом, современное образование отличается от опыта предыдущих столетий тем, что учитель и ученик работают по одну сторону парты и их основной целью является приобретение практикоориентированных знаний, которые можно будет применить по выходе из школы в реальной жизни.
Информатика, предмет, который я преподаю, в современном образовательном пространстве приобрела и (учитывая стремительное развитие ИТ-сферы) продолжает приобретать новое содержание. Сегодня урок информатики не сводится только к изучению того, как работать на компьютере, отличать конъюнкцию от дизъюнкции и переводить числа из одной системы счисления в другую. Информатика в современной школе — это учебная дисциплина, охватывающая многие компетенции в области технологии, робототехники и обработки информации. Поэтому современный учитель информатики должен постоянно расширять свои профессиональные горизонты, отдавая дань вызовам времени. Мне, как и многим моим коллегам, сделать этот шаг вперед помогло участие в олимпиаде «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка».
Олимпиада «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка» проводится ежегодно в два этапа: заочный и очный туры. В этом году учителя информатики должны продемонстрировать владение предметными знаниями и умениями их применять в областях: программирование, моделирование и прототипирование, информационная безопасность, работа с большими данными, технологии связи. Стоит отметить, что эти шесть направлений являются основными в проекте «ИТ-класс в московской школе».
Подготовка к данной профессиональной олимпиаде помогает учителям информатики открыть для себя в методическом плане те технологии, изучение которых могло бы сделать уроки более полезными для учеников. Так случилось и со мной.
Мое базовое образование — прикладная информатика в психологии — позволило мне стать специалистом в области сбора, хранения и обработки больших данных. К слову, это направление сегодня является одним из наиболее актуальных и востребованных в современной ИТ-отрасли. Уже мое базовое образование помогло мне сформироваться как учителю информатики, мыслящему по-современному. По окончании вуза я имел четкое представление о том, как знаниям по информатике можно найти конкретное практическое применение в профессии. Это сподвигло меня на определенные мысли: школьный курс информатики должен давать ученикам возможность ощутить значимость того, что они изучили на уроке, в жизни. Я решил не останавливаться на достигнутом и продолжил поиск тех технологий, работа с которыми могла бы наполнить мою учебную дисциплину новым содержанием.
При подготовке к олимпиаде «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка» я решил уделить особое внимание изучению тех компетенций, которые были доступны мне только на уровне пользователя, но не на уровне наставника. Одной из таких компетенций для меня стала робототехника, а в частности, работа с микроконтроллерами. Это открывало для меня новые горизонты, и я вел планомерную работу над устранением дефицита необходимых знаний. В конечном счете я смог освоить робототехнику на высоком уровне, что помогло мне проявить себя достойно как в отборочном туре олимпиады, так и в ее финале.
Хочется, безусловно, добавить, что сам факт участия любого учителя-предметника в олимпиаде также способствует улучшению результатов учеников, только в данном случае более справедливо говорить о результатах личностных. Я, как учитель, преодолевший все трудности подготовки к конкурсу и одержавший в нем победу, могу с уверенностью сказать: каждый учитель может своим примером, словом и делом наставить учеников на верный путь.
Я прихожу к выводу, что современный учитель информатики должен быть профессионалом, эрудированным специалистом, постоянно повышающим свою квалификацию и уровень знаний. Он должен уметь адаптироваться к быстрым изменениям: ведь ИТ-отрасль не стоит на месте и постоянно развивается. Кроме того, учитель информатики должен стремиться к тому, чтобы быть не только отличным педагогом, но и помощником, советчиком для своих учеников. Истинный учитель — творец, вдохновитель, режиссер и организатор, который готов создавать те сценарии уроков, которые найдут отражение в жизненном сценарии школьников.
Мы, современные учителя информатики, должны обладать рядом необходимых базовых компетенций, но при этом быть открытыми к восприятию новой информации как в рамках своего предмета, так и в области передовых достижений педагогики. К тому же трудно представить нашу работу без использования тех возможностей, которые представляет сегодня город. И здесь я хочу отдельно сказать про уникальный проект «Московская электронная школа» и портал «Школа большого города», которые я регулярно использую в своей профессиональной деятельности, находя полезную и актуальную информацию, новый предметный и методический материал и делясь собственным передовым опытом с коллегами.
Читайте также: Столичный школьник изобрел устройство, которое поможет в поиске людей