Ограничения помогли фестивалям освоить новые креативные форматы
Немецкий актер Фабиан Даммич в спектакле «Погибшие в житейском поле», участвующем в фестивале «Твой шанс» / Фото:Предоставлено Пресс-службой театрального центра СТД РФ

Ограничения помогли фестивалям освоить новые креативные форматы

Культура

Из-за пандемии коронавируса некоторые творческие фестивали отменили или перенесли. Оставшиеся перешли в онлайн-формат, что стало толчком к поиску новых форм выражения.

В московском Театральном центре «На Страстном» при поддержке Союза театральных деятелей проводят международный онлайн-фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс». Пятнадцать дней каждый вечер в сети открывают доступ к постановке, которую после обсуждают с театральными критиками и создателями.

— Европейская программа состоит из именитых творческих вузов Германии, Италии, Венгрии, Румынии и Болгарии, — рассказала пиар-директор Театрального центра Анна Ананская. — На онлайн-церемонии закрытия фестиваля объявят лучший студенческий спектакль этого года, который получит возможность в течение всего будущего сезона идти на нашей сцене.

Также в Союзе театральных деятелей идет прием заявок на Международный интернет-фестиваль театральных работ «Притяжение». К участию приглашают детские любительские театры из России и других стран мира.

Отдельно нужно рассказать о «Спонтанной программе» театрального фестиваля «Точка доступа», который работает с экспериментом в театре. Пример постановки из этой программы — спектакль-разговор «Алло». Зритель по готовому сценарию ведет прямой диалог с актрисой, находясь один на один с ее голосом.

— Смысл именно в живом общении, — рассказывает режиссер спектакля Борис Павлович. — Театр принципиально работает с воображением зрителя — спектакль всегда происходит у него в голове, его всегда «дофантазируют».

Необычный формат театра, который мог бы полноценно существовать в виртуальном пространстве, и является предметом поиска организаторов программы.

— Самые мощные всплески развития новых форм искусства связаны с испытаниями, которые проходит человечество, — делится куратор Спонтанной программы фестиваля «Точка доступа» Алексей Платунов. — Мы решили, что должны нащупать язык самого онлайн-пространства.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил Пушкин, директор фестиваля «Твой шанс»:

— Ежегодно фестиваль расширял географию, хотя специально мы к этому не стремились. Но 2020-й побил все наши личные рекорды: онлайн-формат позволит показать лучшие студенческие спектакли России и Европы всему миру! Эта форма работы нам уже хорошо знакома: 17 марта вступил в силу закон о запрете проведения массовых мероприятий, и в этот же вечер Театральный центр «На Страстном» провел онлайн-показ того спектакля, который днем еще репетировался на сцене.

Читайте также: Онлайн-фестивали и репетиции по интернету: как театры осваивают новые формы взаимодействия со зрителем

Google newsGoogle newsGoogle news