Московский зоопарк рассказал, как разводит редких животных
В Центре воспроизводства редких видов животных под Волоколамском, являющийся филиалом Московского зоопарка, рассказали, как им удается сохранить и приумножить представителей фауны, которых практически не осталось в природе.
Питомник был создан еще в 1994 году, а в 2017-м его открыли для посетителей. Центр занимает территорию 200 гектаров, а в его вольерах в настоящее время живут 200 видов экзотических животных, 78 из которых занесены в Красную книгу России.
— Животные приспосабливаются, чтобы выжить даже в непривычных условиях, акклиматизируются, привыкают к необычным шумам. Люди уже вписались в экосистему. Во-первых, наши сотрудники находятся в контакте с животными: обходят вольеры и клетки, убирают, дают еду. Даже когда мы закрывались для посетителей, здесь постоянно присутствовал человек. Во-вторых, у нас не бывает такого количества людей, которое могло бы напугать обитателей: одновременно запускаем максимум 20 экскурсантов, — рассказала заведующая отделом хищных животных Татьяна Демина.
Наиболее сложный процесс, которым занимаются работники питомника, — это повышение рождаемости. Для этого обитателям создаются условия, максимально приближенные к природным.
Самец и самка амурских тигров, занесенных в Красную книгу, которых спасли в Приморском крае образовали в центре пару и родили четверых тигрят.

Невеста для леопарда
По словам специалиста, здоровые тигры легко образуют пары, в отличие от дальневосточных леопардов. Демина рассказала, как сотрудники пытались найти партнершу для одного из них. С этой целью они привезли животному трех подходящих самок.
— Думали, все три от него родят. Тем не менее со своей ровесницей он начал… дружить. Приносил ей игрушки, делился едой. Как особу противоположного пола не воспринимал. Вторую, пожилую, возненавидел. Только в третью невесту, совсем юную и ветреную, леопард влюбился. Она вертела им, он же терпел и ходил за ней как привязанный. У них родился сын, который до сих пор живет у нас, — вспоминает Татьяна Демина.
Приемные дети дрофы
В июне 2021 года в центре вылупились четыре птенца дрофы. Примечательно, что, когда самка отложила яйца, из-за состояния здоровья она не смогла сама их высиживать, и яйца отнесли в инкубатор. При этом у птицы пропал материнский инстинкт, поэтому стать «приемной мамой» для вылупившихся птенцов пришлось орнитологу Татьяне Рожковой. Теперь она показывает дрофятам, как нужно щипать травку. Ради этого специалисту пришлось переехать в питомник.

— Их нужно кормить каждые два часа. Еще с птенцами необходимо гулять, желательно с утра до ночи. Дрофа — самая тяжелая из летающих птиц: вес взрослого самца достигает 25 килограммов. Если они не будут двигаться, как это происходит в природе, у них нарушится опорно-двигательный аппарат, случится искривление ног и крыльев, — отметила Рожкова.
Роман со змеей
Подопечной заведующего экспериментальным отделом герпетологии Сергея Рябова является ринхофис, или змея-единорог, которая водится во Вьетнаме.
— Часто единороги прячутся в водоемах, а носик оставляют на поверхности. На нем расположены чувствительные клетки. Если в воду прыгает, например, лягушка, ринхофис тут же выныривает и хватает ее. Эти змеи окрашены под цвет лиан, — рассказал специалист.
По его словам, до 1995 года ринхофисов не находили в природе почти 60 лет. Российские ученые в 1995 году случайно заметили их во Вьетнаме. Власти страны согласились на вывоз змеи, так как леса, где они обитали, планировали вырубать.

Сергей Рядов отметил, что к нему попали 15 змей, чье потомство потом отправили в зоопарки других стран.
— В общей сложности от 15 змей, взятых из природы, за 15 лет родились 10 тысяч потомков! — приводит слова специалиста официальный сайт мэра Москвы.
В настоящее время в центре живут трое малышей, которые появились прошлом году. В ближайшее время змеи должны вылупиться из семи яиц, которые «дозревают» в инкубаторе, отметил герпетолог, уточнив, что все живущие в питомнике змеи не опасны.