Московские школьники в шестой раз победили на Олимпиаде мегаполисов
На этой неделе завершилась шестая Международная олимпиада мегаполисов, и в шестой раз сборная Москвы заняла первое место в командном зачете. Что это за соревнование, чем оно отличается от других и какие коррективы в его проведение внесли сегодняшние реалии — в материале «ВМ».
Олимпиаду мегаполисов точно не спутаешь ни с какой другой: у нее есть собственное лицо. Во-первых, в ней участвуют не национальные сборные, а команды крупных городов и столиц — в этом году их было 35. География участников обширна: от Гонконга до Таллина, от Стамбула до Лимы. Ребята соревнуются в знаниях информатики, математики, физики и химии, в каждой команде — по два «знатока» на предмет, итого восемь человек.
Вторая особенность олимпиады — то, что ее открывает блиц-тур. Это командное соревнование, в котором скорость так же важна, как правильность решений: на 80 задач — 20 по каждой дисциплине — дается всего два часа. Страны-участницы присылают свои задания — по уровню они соответствуют их выпускным экзаменам. Из этих задач формируется комплект заданий для блиц-тура. То есть это и разминка перед основным соревнованием, и знакомство с разными образовательными системами.
— Блиц-тур — это не олимпиада в классическом смысле, а такое московское изобретение, кажется, подобного формата практически нигде нет, — рассказывает тренер московских математиков Леонид Попов. — Он интересен тем, как команда справится с большим объемом заданий, каждое из которых по отдельности не вызывало бы сложности. Ребят 8, задач 80: нужно правильно распределить роли, решить, кто какую задачу делает, когда кто что перепроверяет, в каком порядке вносить ответы в систему.
Своими впечатлениями от блица поделился и юный информатик, ученик школы № 179 Иван Мачуговский:
— Мы решали задачи в парах, каждая — свой предмет. Сначала простые задания решали сами, потом обменивались друг с другом идеями и доделывали оставшееся. Интересно, что далеко не все задачи были на темы, которые мы изучаем на сборах или в школе. Помогло то, что некоторые околоинформатические вопросы — например, математическую логику и принципиальные схемы — я разбирал сам, — рассказал он.
В основных турах заданий уже, конечно, не 80 и даже не 20, но они существенно сложнее — как рассказывают и тренеры, и дети, их уровень соответствует международным олимпиадам. В этом, кстати, большой плюс Мегаполисов: это хорошая тренировка перед отбором в национальную сборную. Кроме того, здесь у ребят есть возможность помериться силами со своими будущими конкурентами на той же международной олимпиаде и здраво оценить свой уровень.
Из-за пандемии олимпиада перешла в онлайн. Для участников, у которых, помимо теории, есть и практика (химики и физики), организаторам пришлось искать новый выход. Так, у физиков экспериментальный тур претерпел некоторые изменения.
— Дают ноутбук с видео, ты видишь, как преподаватель делает эксперимент, и берешь оттуда данные, — рассказывает член московской команды, физик, ученик лицея «Вторая школа» Илья Гладышев. — То есть процесс мало отличается от обычного эксперимента — вы просто установку не трогаете. У этого обстоятельства есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, у преподавателя руки прямые, но с другой — когда установка есть, можно самому что-то пощупать, расположить удобнее, рассмотреть со всех сторон.
В результате соревнования в индивидуальном зачете столичные школьники завоевали четыре золотые и четыре серебряные медали, а в командном Москва возглавила рейтинг городов-участников. Победителями также стали китайский Чэнду, Бухарест, Санкт-Петербург и Краков.
Соревнования закончились, а для участников столичной команды все только начинается: одни сразу же стали участвовать в следующей олимпиаде, другие — в сборах.