Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Кто защитит пациента?

Общество
Кто защитит пациента?

[i]Интересы больного при взаимодействии его с медициной учтены еще в клятве Гиппократа.Бурное развитие биологии и медицины резко усложнило ситуацию, породило новые этические проблемы.В России начали действовать биоэтические комитеты, они и взяли на себя защиту прав и достоинства человека в области охраны здоровья. Об этом корреспондент «ВМ» беседует с председателем комитетов по биомедицинской этике Министерства здравоохранения РФ и Российской академии медицинских наук академиком РАМН [b]Юрием ЛОПУХИНЫМ[/b].[/i][b]-Юрий Михайлович, в мире понятие «биомедицинская этика» вошло в обиход четверть века назад. Что к этому побудило? [/b]— Обратимся к недавней истории. В 1947 году состоялся Нюрнбергский процесс, где судили фашистов за преступления против человечества. Под судом были и нацистские врачи. Они, зная клятву Гиппократа, проводили чудовищные опыты на живых людях: погружали в холодную воду, вводили яды, заражали сифилисом… Фашистские концлагеря стали огромными экспериментальными лабораториями, фабриками смерти.Тогда-то многие поняли, что медицина может нести человеку не только благо. Был принят Нюрнбергский кодекс, в котором прямо записано: никто не имеет права проводить опыты на человеке без его согласия.За полвека после войны биология и медицина сделали необычайный рывок. Трансплантология, реанимация, искусственное оплодотворение, новые способы регуляции деторождения, мощная фармакология, генная инженерия. Все эти достижения науки обнажили множество этических и моральных проблем, которые не могли быть предусмотрены в конце 40-х годов. И врачи уже не считали себя вправе решать их единолично.К совету были призваны юристы, философы, психологи, священнослужители и просто обыватели. Появились первые комитеты для коллегиального обсуждения проблем биомедицинской этики.[b]— В чем суть этого, возможно, нового для читателя понятия? [/b]— Это исторически сложившаяся система моральных представлений, взглядов, традиций и норм, относящихся к биологии и медицине, то есть к сфере и проблемам изучения и защиты жизни и здоровья человека.И медицинская этика, и законодательство о здравоохранении регулируют в принципе одни и те же вопросы — права и обязанности врачей, пациентов и общества по отношению друг к другу. Однако далеко не все в этой цепочке поддается регламентированию законом. Именно этика как бы интуитивно, исходя из понятий добра и зла, определяет пределы допустимого. Она опережает закон, а он закрепляет то, что ею апробировано.Биоэтика постоянно соотнесена с накоплением новых знаний в биологии и медицине. Она служит своеобразным нравственным экспертом достижений науки и предлагает меры морального, а чаще законодательного свойства, которые оградили бы здоровье и жизнь человека от неконтролируемых последствий научно-технического прогресса.[b]— От бед прогресса действительно можно уберечься? [/b]— На этот счет было много дискуссий. В итоге в 1997 году Совет Европы принял «Конвенцию о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины».Согласно ей любое открытие в биологии и медицине должно обсуждаться обществом. Интересы и благо отдельного человека обязаны превалировать над интересами общества и науки. Всем без исключения людям надо гарантировать уважение целостности личности, основных прав и свобод. Таковы принципиальные положения конвенции.[b]— Россия присоединилась к этому соглашению? [/b]— Все биоэтические комитеты России работают на основе этого документа, хотя официально он не подписан. Дело в том, что Россия должна специально оговорить, почему не может выполнить в полной мере одно из основополагающих требований конвенции — «обеспечить равную доступность медицинской помощи надлежащего качества для всех членов общества».Нам-то понятно, что в нынешней экономической ситуации говорить о равенстве и доступности медицинской помощи в России не приходится.[b]— Это не утешает. Мы ведь еще не отрешились окончательно от привычной мысли, что государство должно заботиться о здоровье своих граждан, и продолжаем ждать от него помощи… [/b]— Теперь государство не способно заботиться о своих гражданах в той мере, на какую претендовало прежде. И они вынуждены осознать: их здоровье, как и здоровье их детей, — это прежде всего их собственная забота и ответственность.[b]— Но в новой ситуации меняются и взаимоотношения пациента и врача. Люди хотят иметь больше сведений о том, каково их здоровье и что предлагается для лечения. Есть ли границы информированности пациента? [/b]— Согласно Конвенции о правах человека и биомедицине, каждый гражданин имеет право ознакомиться со всей собранной информацией, касающейся его здоровья. То есть имеет право быть осведомленным о предстоящих диагностических исследованиях, степени их травматичности, о назначенном лечении, действии лекарств, ожидаемом результате.Заранее зная о характере и целях медицинского вмешательства, о возможных последствиях и риске, пациент может дать добровольное согласие на лечение, но может от него отказаться. Он имеет право и не быть информированным. Такое желание надо уважать.[b]— За минувшее столетие многие тайны организма стали явными, зримыми, управляемыми. Это не только поражает, но и страшит… [/b]— Чем богаче будут наши знания о самих себе, тем вернее мы сможем улучшить качество жизни человека, продлить его земной срок. Но обширные знания о человеке и умение управлять его жизненными процессами не должны обернуться против него же. Сейчас самую большую опасность ученые связывают с развитием генетики.Вот несколько примеров. Первый — генная терапия. Работы в этом направлении развернуты во многих странах. Скажем, у диабетика в ДНК не хватает лишь одного фермента. Казалось бы, стоит ввести в клетку ген, производящий инсулин, и человек выздоровеет. Но нет. Подобных опытов проводится немало. Однако пока они не принесли успеха.А если ученые захотят проделать нечто подобное с половыми клетками человека? Тогда новые признаки, если они, конечно, появятся, будут передаваться потомству. Последствия могут оказаться непредсказуемыми и губительными для человечества.Другая проблема — генетическая информация о человеке.Представьте, что кому-то из «умных» придет мысль паспортизировать население Земли по генетическим особенностям. В принципе такое реально. Но если до подобной информации доберутся страховые компании и работодатели (а скрыть ее вряд ли удастся), то совсем нетрудно начать дискриминацию по генным признакам. А там до фашизма — один шаг.Еще одна опасность — хронические болезни. Считается, что 98% хронических болезней, с которыми мы не справляемся сегодня — рак, атеросклероз, диабет, — имеют генетическую основу. В частности, обнаружены участки цепочки ДНК, в которых можно «прочитать», чем заболеет человек. А каково, например, юноше узнать, что к 50 годам у него проявится болезнь Альцгеймера? Как жить с таким отсроченным приговором? [b]— Люди обрели невероятную власть над генами, а значит, над своим будущим. По сравнению с этим великое достижение медицины — трансплантация органов — представляется делом весьма обыденным.[/b]— Тут огромный пласт проблем, соотнесенных с религией, философией, нравственными принципами врача, социальными и правовыми нормами общества.К чести нашей страны, мы имеем сегодня хороший Закон о трансплантации органов и тканей человека. В нем учтены все аспекты, связанные с трансплантологией. Что особенно важно, впервые в истории России зафиксированы новые критерии признаков смерти.Сегодня остановка сердца и дыхания сама по себе уже не является больше критерием смерти, поскольку современные реанимационные средства позволяют вывести человека из этого состояния и полностью восстановить функции мозга. Теперь эквивалентными понятиями признаны «смерть человека» и «смерть головного мозга».Это стало чрезвычайным событием в истории философии и общечеловеческой этики. И это очень важно для того, чтобы иметь право брать донорские органы для пересадки.[b]— В некоторых ситуациях прибегают к донорству живых родственников… [/b]— Да, но и это породило совершенно новые этические проблемы. Впервые в истории медицины хирурги вынуждены оперировать здорового человека и удалять у него весь орган или его часть. Тем самым врачу приходится преступать священную заповедь «Не навреди». Но если сопоставить вред и благо двух людей — донора и реципиента, то очевидное благо перевесит причиненный вред. Донор идет на риск добровольно, готов жертвовать собой ради родного человека. Хирург-трансплантолог в столь уникальных обстоятельствах должен проявить высочайшее мастерство, чтобы спасти обреченного и не погубить донора. Но и общество должно обеспечить донору правовую и экономическую защищенность как минимальную плату за высочайшую гуманность поступка.[b]— Если трансплантация органа требуется больным в исключительных случаях, то под угрозой СПИДа оказались практически все. Неожиданное и быстрое распространение этого заболевания вызвало к жизни немало этических и социальных проблем.[/b]— СПИД проверяет «на прочность» не только гуманистические принципы людей, но даже основы традиционной врачебной этики.Известны факты, когда в начале эпидемии ВИЧ-инфекции опасения «заразиться» были настолько велики, что даже в странах высокой «демократической цивилизации» медики не хотели оказывать помощь зараженным.Закономерно, что медицинский персонал вправе иметь гарантии безопасной работы. Но больные и инфицированные точно так же имеют право на помощь.Особая речь — о соблюдении врачебной тайны при заболевании СПИДом. Ведь ее разглашение превращает больных в изгоев общества. Еще не утихла дискуссия и о том, целесообразно ли вообще оказывать помощь заболевшим, если лечение почти бесперспективно.Словом, этических проблем, связанных со СПИДом, множество. Хотя традиционная этика и мораль решают главную проблему однозначно: больных СПИДом надо обязательно лечить.[b]— В Государственную думу представлен проект закона о биоэтике. Есть ли у него шансы явиться в жизнь? [/b]— Состоялось первое обсуждение документа. В нем много сомнительных положений. Но на мой взгляд, в таком законе у нас вообще нет необходимости. Все вопросы, в него внесенные, уже изложены в этических кодексах российского врача, медицинской сестры, фармацевтического работника, а также в законах о трансплантации, психиатрии и др. Они опираются на европейскую Конвенцию по биоэтике и помогают нормально выстраивать взаимоотношения человека и современной медицины.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.