Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Смотреть сердцем, а не глазами

Общество
В чем разница между кино и театром? Помимо прочего, часто говорят, что она заключается в том, что в театре не существует крупного плана.

И, кажется, театральные режиссеры ищут разные способы, чтобы с этим справиться. Например, во время спектакля прибегают к киносредствам и с помощью видеокамеры устраивают прямую трансляцию происходящего на большом экране.

Таким образом, зрители даже с дальних рядов могут разглядеть все детали, мельчайшие изменения мимики, улыбающиеся морщинки в уголках глаз, стекающую по щеке слезу. Казалось бы, задача решена! Вот только дело в том, что, по-моему, крупный план в театре есть и сам по себе. И на вопрос, в чем заключается разница между кино и театром, я бы ответила, что дело в фокусе внимания.

Все просто. Когда режиссер снимает кино, то в границах кадра находится лишь то, что он туда помещает. Лишнее можно увести в расфокус, убрать из поля зрения, вынести за пределы изображения, попадающего в объектив.

В театре же зритель занимает одно из множества мест, расположенных чуть дальше, чуть ближе, правее или левее сцены. Это само по себе задает и меняет точку обзора. Поэтому, кстати, есть смысл смотреть понравившийся спектакль по нескольку раз, с разных уровней и сторон, замечая отличия.

А главное, на протяжении спектакля едва актер выходит из-за кулис и появляется на подмостках, он становится виден зрителю, оказывается в его поле зрения и «сбросить» роль имеет право только тогда, когда покинет это пространство. Говорят, главный дар человеку от Бога — свобода воли.

Смотреть сердцем, а не глазами Фото: Unsplash

И театр в этом плане — максимально свободное искусство. Здесь ты сам волен выбирать, куда смотреть, за кем следить, чья история в тебе отзывается. Ведь в театре все работает скорее на «подключенности» и энергиях, а не только на картинке.

Одно из самых ярких подтверждений этому открытию я нашла для себя, когда в отпуске, в Севастополе, пересмотрела любимый спектакль Григория Лифанова «Чайка». Там большую часть первого акта на сцене находился Тригорин (Николай Нечаев) — на заднем плане, в лодке, отвернувшийся спиной к залу и немногословный.

Наблюдая за этим писателем, я поймала себя на том, что совсем иначе воспринимаю историю: люди ссорятся, страдают, объясняются в любви, стреляются, а он лишь смотрит и делает заметки, служит искусству. Во втором акте место востребованного автора занимает Треплев (Петр Котров). Он тоже находится в стороне, то и дело замирая над своей непослушной рукописью, слушает чужие исповеди, но не участвует в них.

И вся история, вся пьеса зазвучала для меня иначе, подняла новые, ранее не замеченные, но такие актуальные на тот момент темы.

Театр — искусство максимально человечное. Оно дает возможность каждому, даже тому, вокруг кого не вертится действие, притянуть и удержать на себе внимание, рассказать историю своего героя оценками, взглядами. И вы попробуйте приглядеться к сцене сердцем, а не глазами.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.