Преподобный Сергий и Русь его времени
Любой монах принадлежит своему народу и государству. Конечно, преподобный Сергий интересовался происходящим в стране в его время и размышлял над тем, что он видел, и что происходило вокруг.
С первой трети XIII века Русь переживала сложный период будучи зависимой от Золотой Орды. Удельные князья, уезжая на поклон к хану и не знали, суждено ли им будет вернуться в родной край живыми или нет. Они писали духовные завещания, и нередко в Золотой Орде им приходилось принимать мученическую кончину.
В постоянном страхе жили русские люди. Их могли убить, дома сжечь, близких увести в полон. Баскаки грабили, обрекая целые семьи на голод и нищету. Пользуясь сложностью ситуации, предприимчивые люди пытались нажиться на окружающих: одни открыто обирали соседей, другие, имевшие денежные средства и влияние, плели интриги, сталкивали князей между собой с целью получить хорошее место и заработать еще большее состояние.
От ссор удельных князей Русь страдала не меньше. Преподобному самому довелось быть свидетелем того, во что выливались такие раздоры. Церковь поддерживала князей в попытках объединения. Многократно святители призывали враждующих князей к миру, и предпринималось много попыток, чтобы обеспечить внутренне спокойствие Руси. Все меры давали результаты лишь на короткое время. По молитвам угодников Божиих и вере людей Господь хранил от полного уничтожения и захвата Русскую землю более сильными западными соседями.
Конец XIV век стал для нашего государства переломным историческим временем, в которое жили великие духоносные люди: святители Московские Феогност и Алексий, святитель Феодор Ростовский, благоверный князь Димитрий, преподобная Анна Кашинская, преподобный Сергий Радонежский, его называют игумен Русской земли.
Все видел и переживал вместе с простыми людьми радонежский праведник. В то время князья были людьми верующими и советовались со своими духовными наставниками. Во многом это привело к благим последствиям, например, именно послушание святителю Петру помогло Ивану Калите начать объединение земель.
Преподобный Сергий был сторонником мира. Несмотря на то, что святой пользовался большим авторитетом среди князей, он не желал вмешиваться в политические распри и борьбу боярских кланов. Но по мере сил он способствовал христианскому примирению враждующих по заповеди Евангелия: «Прощайте, и прощены будете» (Лк.6:37). Преподобный понимал, что у Москвы своя правда, у Твери она совершенно другая, поэтому он призывал князей искать компромисс.
Как достойный сын своего Отечества преподобный Сергий Радонежский постоянно молился о спасении Русской земли, обуреваемой раздорами и нестроениями. Этот духовный труд в итоге сыграл решающую роль. Молитва преподобного определила развитие Руси как государства.
О значении монашеского молитвенного делания святой Паисий Святогорец говорит: «Блаженны установившие связь с Небом и по благочестию пребывающие в общении с Богом». Он сравнивает подвиг непрестанного призвания имени Иисуса Христа с задачей радиста во время боя, когда помощи уже неоткуда ждать. В сложных ситуациях только поддержка извне может избавить от погибели, а молитва в сложных случаях — это постоянный сигнал о помощи, на который откликается Сам Бог и приходит на помощь.
Почему, будучи сторонником мира, святой поддержал Димитрия Донского в борьбе против Орды? Борьба с внешним врагом — это, в первую очередь, борьба за веру, за свои духовные и культурные ценности, за свои святыни. Эта борьба консолидирует общество. Сражение на поле Куликовом имело важное мировоззренческое значение. Благодаря этому событию Русь стала восприниматься народом как единое целое, а не как собрание отдельных княжеств. И в этом единстве люди ощутили силу.
С другой стороны, угроза разорения Руси привела к духовному обновлению. Русский народ с особым усердием обратился к Богу. Многие, уходя на поле битвы, понимали, что могут не вернуться живыми, однако они стремились постоять за отчизну, за близких, «за друзей своих» (Ин.15:13). Сплотила и укрепила людей православная вера. Когда нужно было поддержать Москву накануне сражения с Мамаевой ордой, преподобный Сергий дал свое благословение князю Дмитрию Донскому и на протяжении всего сражения в молитве просил Господа о победе русских воинов и поминал погибших.
Всячески отстраняясь от мира суеты, и тем более политических вопросов, святой стал значимой фигурой в русской истории. Его духовный авторитет и молитвенный подвиг послужили объединению всех русских князей на поле Куликовом. И в основе процесса объединения лежала не столько политическая сила, сколько евангельская любовь. Преподобный Сергий наставлял окружающих не поддаваться врагам веры Христовой, не идти путем Иуды, а простить обидчиков, объединиться и защитить Отечество. Он призывал русский народ уповать на Бога, и такая твердая вера была не посрамлена (ср. Пс.90:14). Его призыв «Единением и любовью спасемся», актуален и для нас, если мы хотим сохранить Россию. И мы ее, по завету преподобного Сергия, сохраним.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции