Друг за друга, брат за брата
— Нормальный был парень, когда в Москве жил. Врач, образованный, мыслящий. А немного там пожил и напрочь перекрасился. Прилетел в гости и стал рассуждать, что раз уж России по воле случая достались такие природные богатства, то мы обязаны поделиться ими со всем миром. Тем более что мы тут сплошь все варвары и не знаем, как грамотно распорядиться доставшимися нам нефтью, газом, золотом и алмазами.
Уезжал приличный человек, вернулся — сноб и жлоб. И он ведь это не с потолка взял. Значит, там вопрос, как все у России «отобрать и поделить», обсуждается в обществе. Почему они нам спокойно пожить не дают и все время пытаются навязать свою волю? — возмущался знакомый, задавая риторические вопросы.
Примерно такими же вопросами более четырех столетий назад задались новгородцы Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, которые собрали народное ополчение и отправились в Москву, чтобы спросить у поляков: «А что это вы в Кремле делаете? У вас что, своей земли нет? Зачем вам наша?»
Разговор выдался тяжелый, а для многих поляков фатальный. С тех пор у них напрочь отбито желание посягать на российские земли.
Как, впрочем, и у французов после 1812 года, которым русские солдаты задали примерно такие же вопросы. А в прошлом веке уже бойцы Красной армии очень сильно отбили охоту немцам наводить свои порядки на чужой земле. Учитывая тенденцию, тем, кто намерен оказаться в этом ряду, можно только посочувствовать.
С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в России. А спустя несколько столетий, в начале нового, XXI века, когда стало ясно, что в России закончилось еще одно смутное десятилетие, люди вспомнили об этом эпохальном событии. В итоге в 2005 году россияне получили еще один государственный праздник — День народного единства.
Одним из объяснений, почему было выбрано такое название, может служить пояснительная записка к проекту Закона о введении нового праздника: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения … продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
И это удивительно точная формулировка. При всем многонациональном колорите России ее народы всегда жили дружно. И так же дружно, плечом к плечу, вставали на пути внешней угрозы. Друг за друга, брат за брата. Пусть даже этот брат другой национальности или молится по-другому. Как сейчас это происходит на новых территориях России, где мы снова сообща, вместе сражаемся за свою землю, своих людей. Русские, украинцы, армяне, чеченцы, дагестанцы, буряты, евреи, ингуши... Мы — едины!
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции