Главное
Истории
Секрет успеха. Илья Долгих

Секрет успеха. Илья Долгих

Полицейский с Петровки. Выпуск №47

Полицейский с Петровки. Выпуск №47

Патрики

Патрики

Андрей Мягков: история любви

Андрей Мягков: история любви

Мода на путешествия на поездах во всем мире и в России возвращается

Мода на путешествия на поездах во всем мире и в России возвращается

Евгений Моргунов: история любви

Евгений Моргунов: история любви

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Российские женщины массово омолаживаются с помощью гигантских улиток

Российские женщины массово омолаживаются с помощью гигантских улиток

Полицейский с Петровки. Выпуск 46

Полицейский с Петровки. Выпуск 46

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

От спорта к нравственности?

Общество
Атлеты Древней Греции тщательно готовились к соревнованиям. Среди участников были особенные — те, которые делали специальные упражнения, регулярно занимались. Таких людей называли «аскетами».

Греки заметили, когда человек совершенствуется, он словно создает из грубой кожи сандалии или высекает из камня скульптуру. Труд тяжелый, долго не видно результата, но в итоге получается прекрасное изделие. Потому для обозначения регулярных физических тренировок греки позаимствовали корень «аскео» — искусная обработка грубого материала.

Эллины придавали большое значение гармонии человека: красоте тела и ума. Любимым досугом древних греков были занятия философией. Постепенно появлялись разные школы и направления. Последователи Пифагора постигали закономерности чисел, софисты учили красноречию. Эпикурейцы видели смысл жизни в постоянных удовольствиях, скептики во главе с Пирроном воздерживались от суждений о чем-либо.

В 3—6 вв. до н.э. в Элладе зародился стоицизм. Его приверженцы утверждали, что греховные поступки — это утрата истинной человеческой природы. Потому при помощи доступных внешних средств нужно совершенствовать внутренний мир. Подвижник тренирует волю, становится морально сильнее, ограничивая себя в еде, сне, увеселениях. Например, предшественник стоиков Сократ подолгу гулял, делал физические упражнения. Когда возвращался домой, несмотря на сильную жажду, не позволял себе сразу напиться. Таким способом он учился терпению и воздержанию.

Супруга мыслителя была женщиной крутого нрава, друзья Сократа ее боялись. Самому философу она доставляла много обид: била, оскорбляла при других людях, и даже однажды облила нечистотами. Мудрец, отличившийся храбростью на поле брани, не поднимал руку на женщину, не ранил грубым словом, но все переносил с кротостью. «Ксантиппа помогает мне обрести добродетели», — отвечал Сократ на недоумение учеников, — «Мудрый человек воспитывает жену или терпит ее слабости. Оба результата хороши: либо он превращает женщину в добрую спутницу жизни, либо побеждает в себе пороки. Предпочитаю второе».

От спорта к нравственности? Фото: public domain

Постепенно слово «аскезис» стало важным понятием в философии стоиков. Им называли нравственные упражнения для освобождения от страстей. Философ этого направления Филон разделял моральные качества, которые дарованы человеку от рождения, и добродетели аскетические — приобретенные. Для первых усилия человека не нужны. Вторые обретаются только постоянным понуждением и трудом, и называли это — аскезой. По мнению стоиков, опытные подвижники тоже колеблются, и даже отпадают от добра. Именно поэтому нужно со вниманием относиться к собственному внутреннему состоянию, считать себя не совершенным, а только совершенствующимся.

Понятие «аскеза» и «аскетизм» приобрело иной, глубинный смысл в христианстве. Софисты брали на себя подвиг, чтобы обрести внутреннюю чистоту, но сами по себе никакие добродетели не способны избавить человека от смерти. Кому же тогда нужны подвиги, если могила все равно становится последним пристанищем?

Христос Своим воскресением побеждает смерть, дает возможность каждому человеку обрести вечную жизнь с Богом. Только для этого необходимо приложить усилие — победить в себе духовно-нравственное несовершенство. Господь неоднократно говорит, что подвиг (аскетическое усилие) — это непременное условие обретения Небесного Царства (Мф.7:21; 11:12).

Отсюда аскетизм стал одной из составляющих жизни христианина. Приняв Крещение, человек обязан противостоять греху, вести постоянную работу, стремясь к своему духовно-нравственному совершенству.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.