Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Дети пишут Богу

Общество
Ребенок по-иному, чем взрослые, воспринимает все, что происходит вокруг. Можно объяснить это тем, что у него нет жизненного опыта, и он не перенес столько испытаний, которые порой пережили взрослые, что он внутренне не заражен грехом. Это мы видим из тех вопросов, которые они задают. Я еще хочу обратиться к теме детских вопросов, которые находятся в книге «Дети пишут Богу».

Ученик 4 класса Игорь задает Богу такой вопрос: «На земле столько бед и страданий. Это для того, чтобы людям не жалко было умирать?»

В какой-то мере и так сказать можно. Чтобы человек не привязывался к этому миру, у него в жизни бывают страдания. Но мы должны помнить, что Бог зла не сотворил, Он не создавал мир с бедами и страданиями. Все, что Он создал, было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Господь дал человеку свободу, и люди, обладая свободой, могли вести себя по своему усмотрению, как сами посчитают правильным, но перед ними стояла одна задача — совершенствоваться в добре. Однако они совершили ошибку, ушли от своего Создателя и увидели свою немощь. Через преступление первых людей грех вошел в человека. Они впали в такое душевное расслабление, в котором человек становится рабом собственных страстей. Как и апостол Павел писал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19-20). В нашем нынешнем состоянии мы можем жить только в таком мире, где присутствуют беды, страдания и смерть. Если бы нас «по волшебству», как говорят дети, переместили в рай, то мы бы, в нашем нынешнем состоянии, и из рая сделали бы «мир сей», с его войнами, бедами, несправедливостью и скорбями.

Значит, вновь мы возвращаемся к той главной мысли, что смотреть надо — на себя, исправлять — свое состояние. Это очень непросто, потому что даже если сам человек старается держаться заповедей, поступать правильно, вокруг много людей, которые обижают или обманывают, совершают насилие и жестокие поступки в отношении других. Видя все это, у человека опускаются руки. Как оставаться верующим христианином? В таких ситуациях надо помнить, что Бог все равно с нами: «Аз есмь с вами и никтоже на вы» (из кондака праздника Вознесения Господня). Бог никогда не попустит нам претерпеть то, что нам не под силу.

Верующий человек знает, что земные беды и страдания, как и несправедливость в человеческих отношениях, все это заканчивается здесь на земле. Все земное — только ничтожная составляющая нашей вечной жизни. Вернее — самое ее начало.

Дети пишут Богу Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

Когда человек, после своей смерти, увидит Христа, Который тоже в земной жизни перенес страдания, надругательство и крестную смерть, тогда он поймет смысл перенесенных им страданий. А мы, пока пребываем в текущем моменте, до конца понять это не можем.

Теодицея (оправдание Бога) — это явление новых веков, начиная с XVIII века. До этого никому в голову не приходило заниматься теодицеей. Было понятно и очевидно, что Бог знает, что делает, что Он — премудр. Как-то оправдывать Его действия было незачем. Когда у человека уже стало складываться свое представление о справедливости, ему потребовалось как-то совмещать его с Божественной справедливостью.

И это — абсолютно бесплодные попытки. Потому что то, что является справедливостью с точки зрения человека, может не быть таковой с точки зрения Бога. Человеческая справедливость подразумевает, что если с человеком случается что-то плохое, то это — за что-то, за какие-то его провинности.

Но с такой позиции нельзя объяснить за что, к примеру, страдал праведный Иов? Ни за что. И друзья Иова как раз пытались заниматься оправданием Бога (тем, что позже назвали «теодицеей»). Они говорили: раз Бог так с тобой поступил, значит, ты перед Ним в чем-то виноват, значит, ты достоин этих казней. А праведный Иов не был виноват. Он кричал — хочу личной встречи, хочу, чтобы Бог мне Сам все сказал. Он жаждал встречи с Живым Богом. А друзья занимались казуистикой, проецировали на Бога мерки земной человеческой справедливости.

О том, что человеческое разумение справедливости неприменимо к пониманию справедливости Божией, подвижник VII в. преподобный Исаак Сирин говорил: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой — и милосердие, любовь и прощение».

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.