Дети пишут Богу
Ученик 4 класса Игорь задает Богу такой вопрос: «На земле столько бед и страданий. Это для того, чтобы людям не жалко было умирать?»
В какой-то мере и так сказать можно. Чтобы человек не привязывался к этому миру, у него в жизни бывают страдания. Но мы должны помнить, что Бог зла не сотворил, Он не создавал мир с бедами и страданиями. Все, что Он создал, было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Господь дал человеку свободу, и люди, обладая свободой, могли вести себя по своему усмотрению, как сами посчитают правильным, но перед ними стояла одна задача — совершенствоваться в добре. Однако они совершили ошибку, ушли от своего Создателя и увидели свою немощь. Через преступление первых людей грех вошел в человека. Они впали в такое душевное расслабление, в котором человек становится рабом собственных страстей. Как и апостол Павел писал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19-20). В нашем нынешнем состоянии мы можем жить только в таком мире, где присутствуют беды, страдания и смерть. Если бы нас «по волшебству», как говорят дети, переместили в рай, то мы бы, в нашем нынешнем состоянии, и из рая сделали бы «мир сей», с его войнами, бедами, несправедливостью и скорбями.
Значит, вновь мы возвращаемся к той главной мысли, что смотреть надо — на себя, исправлять — свое состояние. Это очень непросто, потому что даже если сам человек старается держаться заповедей, поступать правильно, вокруг много людей, которые обижают или обманывают, совершают насилие и жестокие поступки в отношении других. Видя все это, у человека опускаются руки. Как оставаться верующим христианином? В таких ситуациях надо помнить, что Бог все равно с нами: «Аз есмь с вами и никтоже на вы» (из кондака праздника Вознесения Господня). Бог никогда не попустит нам претерпеть то, что нам не под силу.
Верующий человек знает, что земные беды и страдания, как и несправедливость в человеческих отношениях, все это заканчивается здесь на земле. Все земное — только ничтожная составляющая нашей вечной жизни. Вернее — самое ее начало.
Когда человек, после своей смерти, увидит Христа, Который тоже в земной жизни перенес страдания, надругательство и крестную смерть, тогда он поймет смысл перенесенных им страданий. А мы, пока пребываем в текущем моменте, до конца понять это не можем.
Теодицея (оправдание Бога) — это явление новых веков, начиная с XVIII века. До этого никому в голову не приходило заниматься теодицеей. Было понятно и очевидно, что Бог знает, что делает, что Он — премудр. Как-то оправдывать Его действия было незачем. Когда у человека уже стало складываться свое представление о справедливости, ему потребовалось как-то совмещать его с Божественной справедливостью.
И это — абсолютно бесплодные попытки. Потому что то, что является справедливостью с точки зрения человека, может не быть таковой с точки зрения Бога. Человеческая справедливость подразумевает, что если с человеком случается что-то плохое, то это — за что-то, за какие-то его провинности.
Но с такой позиции нельзя объяснить за что, к примеру, страдал праведный Иов? Ни за что. И друзья Иова как раз пытались заниматься оправданием Бога (тем, что позже назвали «теодицеей»). Они говорили: раз Бог так с тобой поступил, значит, ты перед Ним в чем-то виноват, значит, ты достоин этих казней. А праведный Иов не был виноват. Он кричал — хочу личной встречи, хочу, чтобы Бог мне Сам все сказал. Он жаждал встречи с Живым Богом. А друзья занимались казуистикой, проецировали на Бога мерки земной человеческой справедливости.
О том, что человеческое разумение справедливости неприменимо к пониманию справедливости Божией, подвижник VII в. преподобный Исаак Сирин говорил: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой — и милосердие, любовь и прощение».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции