Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Способность чувствовать эпоху: культурную политику государства определяет его идеология

Общество
Культурную политику государства определяет его идеология. Если (формально) идеологии нет, ее определяют чиновники, финансирующие культуру, и те, кому достаются распределяемые ими средства.

Как правило, сейчас это люди одного, намертво сформировавшегося и окаменевшего в «святые девяностые» идейного корня, заинтересованные в создании долгосрочных, взаимовыгодных с избранными деятелями культуры проектов. Поэтому единожды попавшие в этот золотой круг творцы продолжают пребывать в нем, независимо от качества создаваемого ими продукта. Последние десятилетия российская культура существовала и развивалась по законам шоу-бизнеса. Так было проще и понятней ее модераторам. Лидерами общественного мнения становились певцы, артисты, эпатирующие зрителей режиссеры, исполнители рэпа и стендап-комики. По умолчанию культурную политику определял еще и рынок.

Он был вынужден ориентироваться на то, что предлагалось «сверху» (в литературе — шорт-листы престижных премий), ставить это на поток, поддерживать пиаром и рекламой. Известные события воткнулись в смазанное колесо культурной политики, как лом. Пока колесо, похрустывая, катится по накатанной дороге, но без прежнего победительного презрения к здравому смыслу и мнению молчаливого (читающего и смотрящего кино и спектакли) большинства. Если курирующие культуру чиновники остались на своих местах, то этого никак не скажешь про творческую интеллигенцию, частично отбывшую в другие страны, частично замолчавшую, частично поддержавшую власть.

В нормативных, подписанных в 2022 году президентом страны документах, касающихся государственной культурной политики, провозглашен примат духа над материей, традиционных духовных ценностей над ценностями материальными. Звучит революционно. Но как претворить это в жизнь? Творческая общественность с нетерпением ждет обновленного закона о культуре, зреющего в недрах Государственной думы. Однако дискуссий, публичных обсуждений этого важнейшего документа в средствах массовой информации не ведется. Время от времени в сети всплывают списки отступников, предателей, затаившихся недоброжелателей.

Способность чувствовать эпоху: культурную политику государства определяет его идеология Фото: Пресс-служба Госдумы

Не получив отмашки от властей, их составители сдуваются, объявляют, что никакого ГРАДа (группы по расследованию антироссийской деятельности) не существует, а списки являются происками врагов. Широко шагает по стране «Культурный фронт России» под водительством известного артиста, депутата Николая Бурляева. Культурная политика встала на паузу. Но сакраментальный вопрос: «С кем вы, мастера культуры?» — витает в воздухе. Исторический опыт свидетельствует, что следом звучит грозное «Если враг не сдается…», но пока никто из сколько-нибудь известных деятелей культуры — писателей, артистов, музыкантов — не готов принять на себя функции комиссара. Объявленный национальной идеей патриотизм — вещь сложная.

Еще Василий Розанов в начале XX века сокрушался, что патриоты оказывались в своей стране духовными изгоями. Как сегодня определить в России допустимый баланс между патриотизмом и национализмом? И как быть с извечной фигой в кармане у творческой интеллигенции? Еще Британская энциклопедия XIX века вынесла исчерпывающее определение: «Интеллигент — особый тип русского интеллектуала, обычно в оппозиции правительству». Точнее не скажешь.

Есть крот истории, который всегда роет не в ту сторону, как полагают политики и вожди. И есть крот культуры, который роет в толще народной жизни и время от времени выталкивает на поверхность «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Седьмую симфонию» Шостаковича, картины и мозаики Дейнеки, архитектуру сталинских высоток, песни Великой Отечественной войны. Крот культуры нутром и лапами чувствует эпоху. Им трудно управлять, но его можно услышать, приложив ухо к земле. Что слышно?

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.