Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Перебивают на лекции, а наедине молчат: чем отличаются современные студенты

Общество
Недавно я вернулся из-под Переславля-Залесского с Летней лингвистической школы: в ней участвовали около 70 старшеклассников и студентов-филологов со всей страны. Как всегда, привез много наблюдений.

Одна девочка попросила дать ей автограф на шопере. Я и не слышал, что теперь так называется тканевая сумка. А вот привычные нам слова уходят: многие уже не знают, что такое дюжина. Раньше была конструкция «дюжина яиц», но сейчас яйца продают в другой расфасовке.

Самые интересные впечатления — от тенденций в речевом поведении, сформированных общением в интернете. Для людей моего возраста естественно, оказавшись лицом к лицу с кем-то хотя бы слегка знакомым (скажем, за обедом в столовой — с преподавателем), завести разговор или, по крайней мере, попробовать. Сидеть наедине и не произнести ни слова — неудобно. А для молодого человека говорить не обязательно. У них другое ощущение времени и пространства: уткнулся в телефон — и ты уже вполне занят, а вокруг словно никого и нет. Они труднее вступают в устную коммуникацию, если не видят в ней смысла.

Зато если потребность заговорить все же возникает, то и барьеры преодолеваются куда легче, чем это было у нас.

Перебивают на лекции, а наедине молчат: чем отличаются современные студенты Фото: Unsplash

Раньше студентов или других слушателей надо было раскачивать, чтобы они включились в разговор — теперь это происходит с пол-оборота. На Летней лингвистической школе я читал две лекции, и на одной из них понял, что если буду отвечать на все вопросы, то просто не уложусь в отведенное время. Вопросы задавались буквально через слово, причем иногда и руку для этого не поднимали. Например, я упоминаю, что в 1904 году была созвана Орфографическая комиссия, которую возглавил великий князь Константин Романов. И тут же кто-то демонстрирует свои знания о его биографии, которые к делу отношения не имеют.

Я, конечно, всегда за живой диалог, но тут понял, что он может быть избыточным — раздергивать лекцию, мешать ее логике. Современного молодого слушателя уже не сковывает авторитет преподавателя: для него это просто человек, который говорит интересные вещи. А если ты сам знаешь что-то интересное, то и тебе молчать не надо! Думаю, это связано с коммуникацией в сети, где высказаться могут все и все мнения равны — неважно, любитель ты или профессионал. Для нас, преподавателей, это имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, с такой аудиторией легко налаживать контакт, а с другой — забалтывается суть.

Комментарии:

Сергей Юшков:

— Проверил у дочери (15 лет) — слово «дюжина» понимает.

Ust-Inenko:

— Где-то есть школьники, которые так много знают про великого князя Константина Романова, что готовы перебить лектора? Я бы таким все простила!

Брат Карамазов:

— Замечаю такое отношение у молодых не только к учителям, но и ко всему старшему поколению.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.