Сила и мощь золотых фонтанов: ровно 300 лет Петр I показал гостям свою новую резиденцию в Петергофе
Не все еще было готово, некоторые садово-парковые чудеса значились только в проекте. Но Морской канал уже был прорыт, отделка Большого дворца завершена, Монплезир и Марли построены, а Нижний парк — краса и гордость отечественного ландшафтного искусства окончательно распланирован.
Будущий образ петергофского ансамбля возник у Петра под впечатлением от посещения Версаля, блестящего детища «короля-солнца» Людовика XIV. Российский император сам набросал план парка во французском стиле, с которым впоследствии работали архитекторы. Так что от сравнений с Версалем тут не уйти.
Говорят, что копия всегда хуже оригинала. Но утверждение это верно лишь в том случае, когда речь идет о повторении, рабском копировании. Амбиции Петра простирались куда дальше, он хотел показать, что Россия не только велика и могуча, но и способна состязаться с Европой в художественном изяществе. Петергоф задумывался как фасад молодой империи. Чтобы иноземцы дивились золотому чуду на холодном балтийском берегу, где еще недавно росли ольха с елью по краям топких болот.
Задуманное удалось. Пусть Большой дворец уступает Версальскому в роскоши и великолепии. При Петре, кстати, он выглядел еще скромнее. Это уже веселая императрица Елизавета Петровна расширила его и надстроила третий этаж.
В быту Петр вообще был непритязателен, во время парижского вояжа даже отказался от слишком пышных апартаментов в Лувре. Но есть то, в чем петергофский парк, безусловно, превосходит версальский. Свыше 200 исторических фонтанов — такой водной феерии нет больше нигде! И, самое главное, эти памятники инженерного искусства по-прежнему исправно работают, несмотря на все беды и разрушения, что принесла Петергофу Великая Отечественная война.
Все дело в оригинальной технологии подачи воды с учетом естественного наклона местности к морю. Если в фонтаны других знаменитых монарших резиденций воду качают насосы, то здесь она течет сама с далеких Ропшинских высот по специальному водоводу. Сила и мощь золотых фонтанов производят неизгладимое впечатление. Напор таков, что струя самого главного из них — «Самсона, раздирающего пасть льва» — взметается ввысь на 20 метров!
Нынешний юбилей — хороший повод съездить в Петергоф, пока его снова не взяли в плен толпы туристов из Китая. И убедиться, что этот ансамбль зря называют «Русским Версалем». Прекрасный и грандиозный, он не нуждается ни в каких сравнениях.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции