Автопром растет санкциям назло
Я напомню: ГАЗ остается лидером в сегменте малотоннажных грузовиков — ему принадлежит 63 процента общего объема продаж этих автомобилей в России. Так, в июле было реализовано 4360 легких коммерческих машин этой марки (+60 процентов к июню). Завод «Москвич» в июле реализовал 2132 автомобиля, из которых более 1,7 тысячи машин уже поставлены на учет. При этом показатель июльских продаж на 40 процентов выше июньского. Что касается КамАЗа, то ему принадлежит пятая часть рынка грузовиков.
В июле продажи новых машин компании составили 2618 экземпляров, что на 4 процента превысило результат годичной давности. Таким образом, три крупных российских автопроизводителя наращивают выпуск продукции. Ситуация, конечно, намного лучше, чем еще год назад — когда большинство российских автопредприятий или работали с большими перерывами, или не работали совсем.
Российский авторынок растет, расширяется его модельный ряд. Но есть и проблемы. Одна из главных — нехватка комплектующих. Когда ввели санкции, выяснилось, что нам необходимо в целом почти 800 разного рода узлов и деталей. Около 300 — нашли.
Около 200 на автозаводах скоро появятся. А вот еще около 300 — «зависли». Их сложно ввезти даже по параллельному импорту из дружественных стран. Еще одна проблема — серьезно растут цены на комплектующие — следом за ростом курсов доллара и евро. Но есть и хорошая новость — чиновников планируют пересадить на отечественные машины. Это значит, что у наших автозаводов появится дополнительный рынок сбыта продукции. Теперь осталось понять, какой именно автомобиль — отечественный.
Сейчас, например, китайский Haval собирают на заводе под Тулой. Рабочие — наши, сварка — наша, налоги платятся здесь. Формально автомобиль — иномарка, но фактически уже как бы и нет. Во всяком случае, он меньше иномарка, чем наш «Москвич» — плод крупноузловой сборки. Еще один крайне важный момент: у нас развивается производство автомобильных компонентов.
В особой экономической зоне «Алабуга» — в Татарстане — недавно запущено производство на заводе двигателей Sollers. Это первое в России глубоко локализованное производство малых дизельных двигателей для нужд российского автопрома и других отраслей. На заводе выпускается семейство двигателей объемом 2–2,7 литра, соответствующее стандартам «Евро-6». В целом ситуация в российском автопроме сейчас такова: примерно 40 процентов всех машин делает ВАЗ, почти 55 процентов — китайцы, которые пришли на замену БМВ, «Тойоте», «Форду» и другим производителям. Еще около 5 процентов — УАЗ, КамАЗ и другие российские марки. Катастрофы, к счастью, не произошло. Место европейских и японских производителей занимают китайские, только и всего. Нам же сейчас важно не утратить компетенции по производству автомобилей, которые мы в последние годы приобрели.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции