Так и пустеет Малая Родина
Время путешествий, поездок, экскурсий в другие города и села. В один небольшой городок, известный своей историей, приехала группа туристов. Город красив, стоит в живописном месте. В прошлом у него есть как светлые, так и трагические страницы. Немало людей регулярно приезжают сюда на экскурсии.
Экскурсовод, которая встретила группу, город свой любила и знала. Про радостные и грустные страницы его истории она рассказывала подробно, увлеченно, упоминала интересные факты и самые важные события. Не забывала отдельно остановиться на том, как грандиозные замыслы на уровне государства или региона отражались на судьбах конкретных людей, когда-то живших здесь. Говорила о разрушенных храмах и монастыре, исчезнувших красивых зданиях. Показывала, где они стояли, и какой новодел соорудили на их месте. Провела она туристов и по старой аллее к главному храму города, где рядом находится музей древнерусского искусства в красивом старинном доме.
Далее экскурсовод стала рассказывать о работах художников, о старинных промыслах, о том, как искусны были местные мастера и мастерицы.
Женщина, повторю, искренне любила свой город. Она сказала, что не хочет никуда отсюда уезжать, хотя возможностей переехать было немало.
Городок этот небольшой. Выбор работы не так уж и велик в нем. Наверное, именно с этим были связаны слова женщины, что она могла бы уехать не раз, но уезжать не захотела.
Стали говорить о современном периоде, о численности населения. Экскурсовод посетовала, что в городе мало молодежи, что есть районы с частными домами, где абсолютное большинство жителей — люди почтенного возраста, а молодых уже почти нет.
Экскурсия продолжалась. Женщина увлеченно рассказывала, и вот, говоря о современной жизни города, сказала примерно следующее: «Мы, родители, настраиваем своих детей на то, что надо уезжать. Уезжать куда-нибудь, где жизнь кипит, где больше возможностей».
Можно было бы подумать, что люди ослышались, но нет, сказано было именно это. Как между собой уживаются сетования, что в городе мало молодежи, уверения, что она очень любит город и не хочет его покидать, и целенаправленное «выталкивание» своих взрослеющих детей из этого города, куда-то в большие города, где «больше возможностей»? Как это сочетается?..
Понимаем ли все мы, что сегодня — мы молодежь, мы, а не кто-то другой, абстрактный, кого много или мало; завтра мы — люди среднего возраста, опять же мы, а не кто-то безликий и непонятный; а послезавтра — люди зрелые, пожилые? Конечно, сегодня, завтра, послезавтра — это образно. Но жизнь действительно летит быстро. И кажется, что только что человек сам был очень юн, а сейчас он уже отец взрослых детей.
Когда мы говорим «молодежь уезжает», то это не некое невидимое или неосязаемое явление. Это уезжают наши дети, внуки, племянники, дети соседей, те, кто вчера сидел за партой. Это реальные люди, которые выросли или еще растут около нас; это способности, таланты, рабочие руки, внутренний потенциал. И если мы настраиваем заранее подрастающее поколение на отъезд из родного гнезда в поисках лучшей жизни, то откуда в провинциальном городе, селе взяться молодежи? У нас и так непростая демографическая ситуация, слишком мало детей в семьях. А если мы еще своих детей сами отправляем подальше от малой родины, которую, как утверждаем, так любим, то, что будет с ней? Для нормальной жизни нужны все поколения, у каждого своя роль. Что будет с теми родителями, которые рекомендуют своим детям уезжать, когда они состарятся? Кто будет за ними стариками ухаживать? Что будет с нашими старинными городами и селами, если все молодые люди уедут? Не мегаполисы, а земля наша опустеет.
В народе есть поговорка: «Где родился — там и пригодился». Безусловно, обстоятельства бывают разные. По каким-то причинам переезжают целые семьи. Уезжает молодые люди, выбравшие профессию, связанную с определенными условиями их занятий. Человек, решивший стать полярником, уедет из южного городка. Юноша, выбравший путь моряка, не сможет жить и работать за сотни километров от моря. Это очевидно. Бывают ситуации, когда работы рядом по профессии совсем не найти, и человек вынужден искать ее в других регионах. Но зачем же массово, целенаправленно, сознательно настраивать своих детей на то, чтобы они покинули свою малую родину? Зачем отправлять их непременно туда, где жизнь «кипит»? Почему же мы не ценим места, в которых жизнь течет, а не кипит? Почему покидаем места, в которых закаты и рассветы не скрыты высотными домами? Каждому ли нужна «кипящая» жизнь? Все ли найдут в больших городах лучшую долю?
«Мир обещает злато, а дарует блато», — говорил преподобный Амвросий Оптинский. В больших городах немало своих минусов и опасностей. И как раз нередко именно в крупных городах молодые провинциалы вместо «злата» обретают такое «блато», что врагу не хотелось бы желать. Да и не так плоха жизнь в том городке, чтобы бежать оттуда в поисках лучшей. И материально, вероятно, не так уж беспросветна. Ведь та женщина, ведущая экскурсию, упомянула, где учатся ее дети. Даже если они очень талантливы от природы, для учебы в таких учебных заведениях требуется специальная подготовка. И если она есть, то или семья могла ее оплатить в частном порядке, или в городе есть бюджетные учреждения, где ребенок мог эту подготовку на должном уровне получить. И то и другое свидетельствует о том, что все вокруг не так тяжко.
Эта тема поднята не из-за этого экскурсовода. Эта женщина всего лишь одно из проявлений, емкий и яркий пример. Я много раз от самых разных людей слышал, что в каких-то дорогих им местах много стариков, но мало молодежи, они на это сетуют, боятся за судьбу дорогой им земли, но в том же разговоре говорят, что советуют уехать своим детям, внукам, крестникам… Вот такой парадокс. Город, село, деревня живет, пока в нем есть мы — люди разного возраста. Повторю: люди средних лет или почтенного возраста — это мы сами, а не кто-то абстрактный. Ведь нынешние школьники и студенты — это потенциально будущие главы администраций, директора школ, детских садов, секций и многих-многих разнообразных заведений, врачи, бизнесмены в конце концов, которые и могут как раз улучшить жизнь той самой любимой «малой родины» до такого уровня, что никому — ни молодому, ни зрелому, ни тем более пожилому человеку — не захочется никуда уезжать. Выходит — все в наших руках?! А если мы растим детей с установкой «уезжай отсюда», кто должен жить на этой земле? Кто должен что-то делать на ней и ради нее? Кто будет продолжать наши культурные традиции? Кто сохранит православную веру? Кто будет приходить в отреставрированные или вновь построенные храмы? Кто будет молиться на могилках наших родных?
Что делать? Не отрываться от малой родины без необходимости. Естественно, бывает так, что люди переезжают по самым разным причинам. Но хотя бы не настраивать подрастающих детей на «уезжай отсюда». Нам все кажется, что лучше там, где нас нет. Но это не так. Там свои трудности, просто нам они пока не очень видны или вовсе не видны.
Вспомните произведения современных писателей: лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Бориса Петровича Екимова и номинанта этой премии Ирины Анатольевны Богдановой. У них немало произведений посвящено этой тематике. На малой родине теплится, не пропадает жизнь, когда есть те, кто ее не оставляет. Жизнь течет во всей полноте, когда таких людей много. И жизнь все больше возрождается и наполняется, когда снова приезжают люди, связанные с этими местами своими корнями.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции