Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Главное дело Христа

Общество
Недавно мы вступили в дни Рождественского поста. Православные христиане начали подготовку к празднику Рождества Христова. А что мы знаем о Христе? В Символе веры мы читаем: «Верую во Единого Господа Иисуса Христа…»

Один из аргументов противников христианства заключается в их утверждении, что «Иисус Христос не основал новой религии. Он целиком и полностью находился в рамках фарисейского иудаизма». Он ничего нового не привнес в мир по сравнению с другими учителями и мудрецами. Рассмотрим, с чем мы, православные, тут можем согласиться, а с чем – нет.

Господь действительно не основывает новой религии. Новый Завет — это продолжение Завета Ветхого. Господь говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Ветхий Завет был важен, потому что готовил человечество к пришествию Христа. Главное из Ветхого Завета в Новом было развито и даже усиленно, а второстепенное было изменено или отменено. Если мы почитаем Нагорную проповедь, то увидим, как Господь говорит: сказано было древним делать так-то и так, «а Я вам говорю…» — и далее Христос говорит более строго, более точно и более подробно раскрывает смысл заповедей. Если Ветхий Завет в основном обращал внимание на действие, на внешние проявления жизни человека, то Христос еще акцентирует внимание и на мысли человека, на его внутреннее состояние.

Почему была сделана такая корректировка? Так Господь показал, что главное в Законе, а что второстепенное. Христос нигде не говорит: «древним сказано то-то, а вы делайте наоборот». Ветхий Завет, как и Новый, тоже дан человечеству Богом. А Бог не может Сам Себе противоречить. Итак, христианство — не «новая» религия, а логическое продолжение и развитие ветхозаветных Божественных установлений. А то новое, что Христос делает, — создает Церковь, которая есть Его Тело. Он говорит: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Это Его главное дело на земле. И это, действительно, не какое-то «новое учение», ибо оно ни в чем не противоречит ветхозаветному, а новая реальность, которую созидает Христос.

Создание Церкви несравненно важнее, чем создание нового учения. Потому что Церковь — это Тело Христово, и всех, кто становится членами Церкви, Господь Иисус Христос соединяет с Собой, то есть с Богом. Это возможно потому, что Христос есть и Бог, и Человек. Через Свою человеческую природу Он соединяет людей с Богом.

Если бы Христос оставался только Богом и Сыном Божиим, и не стал Человеком, то Он бы не мог соединить природу человека с Богом, не хватало бы нужного звена. Потому что не было единства между Божественной природой и человеческой. Это единство создает Христос в Своей Ипостаси, когда воплощается и становится Человеком. И это самое главное и кардинальное в христианстве: то, что Сын Божий воспринимает человеческую природу, становится Человеком Иисусом Христом для того, чтобы соединить человека с Богом. Обретенная через Христа возможность соединения с Богом — это и есть путь спасения человека. В Ветхом Завете Господь подготавливал человечество к этому, а в Новом Завете Он это реализовал.

И до пришествия Христа в мир, и после, было много разных религий, философских систем, учений мудрецов. Все это оставалось и остаётся человеческими построениями. Можно сказать, было и есть много правильных слов, но слова останутся лишь словами. Сам Христос говорил про фарисеев, которые считались учителями народа: «все, что они вам велят соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте. Ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3).

Главное дело Христа Фото: patriarchia.ru

Против слов и учения фарисеев Господь не высказывается: слова-то они говорили правильные. От ветхозаветного иудаизма, на словах, не отступали. Но в том и дело, что жизнь фарисеев расходилась с их верой. Фарисеи делали вид, что поступают правильно, в соответствии со своими словами, но в реальности их жизнь была далека от их правильных слов. Неслучайно Господь часто указывал на их лицемерие, в частности, говорил апостолам: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1).

Еще одно возражение против того, что Христос — это Бог, следующее: Господь проповедует: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Мол, это основной рефрен Его проповеди. Но проповеди покаяния, говорят противники христианства, можно найти сколько угодно и во времена Талмуда и в нем самом. То есть призыв к покаянию не есть нечто уникальное: к покаянию призывал не только Христос, но и многие учителя и проповедники до Него.

Что мы можем по этому поводу сказать. Проповедь о покаянии чрезвычайно важна, но главное — в другом. То, о чем мы уже сказали: создание Господом Церкви — пути спасения. А к покаянию призывал и святой пророк, Креститель Господень Иоанн Предтеча, и другие ветхозаветные пророки. Покаяние — это кардинальная перемена жизни, когда человек начинает видеть, что вся его душа — в греховных ранах, что он хочет с ними бороться, и ничего толком у него не получается. Тогда он начинает просить Бога о помощи. Встает на путь сотрудничества с Богом. Если мы не встанем на путь покаяния, мы ни в Церкви не будем, ни с Христом в Царстве Небесном. Видение своих грехов и раскаяние в них, — это путь к Богу, а другого пути нет. В этом — его смысл.

Однако самого по себе покаяния недостаточно для спасения человека. Адам, после грехопадения, покаялся, но не был возвращен в рай. Потому что покаяние не избавляет человека ни от тления, ни от смертности. (Тление, наряду со страстностью и смертностью, одно из тяжелейших последствий грехопадения человека). Об этом говорит святитель Афанасий Великий: «если бы согрешение только было, но не последовало за ним тления, прекрасно было бы покаяние». Тогда было бы так: покаялся человек, и восстановилась его природа, прекратилось тление.

В ветхозаветные времена было немало примеров покаяния: каялись Адам и Ева, каялись ниневитяне, пророк Нафан приводил к покаянию царя Давида, каялся и плакал перед Богом ранее нечестивый царь Манассия и прочие. Но для спасения покаяния было недостаточно. Все: и каявшиеся, и нераскаянные грешники, после смерти оказывались в аду. Нужно было именно действие Божие, чтобы изменить это положение.

Это действие совершает Господь, воплощаясь и соединяясь с нашей человеческой природой. К нашему покаянию Христос прилагает Своё созидающее действие, создает человеку условия для спасения. Покаяние — это первый необходимый шаг со стороны человека к Богу, но без действия со стороны Самого Бога, этого недостаточно. И Господь совершает этот шаг: ради нас становится Человеком.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.