Главное дело Христа
Один из аргументов противников христианства заключается в их утверждении, что «Иисус Христос не основал новой религии. Он целиком и полностью находился в рамках фарисейского иудаизма». Он ничего нового не привнес в мир по сравнению с другими учителями и мудрецами. Рассмотрим, с чем мы, православные, тут можем согласиться, а с чем – нет.
Господь действительно не основывает новой религии. Новый Завет — это продолжение Завета Ветхого. Господь говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Ветхий Завет был важен, потому что готовил человечество к пришествию Христа. Главное из Ветхого Завета в Новом было развито и даже усиленно, а второстепенное было изменено или отменено. Если мы почитаем Нагорную проповедь, то увидим, как Господь говорит: сказано было древним делать так-то и так, «а Я вам говорю…» — и далее Христос говорит более строго, более точно и более подробно раскрывает смысл заповедей. Если Ветхий Завет в основном обращал внимание на действие, на внешние проявления жизни человека, то Христос еще акцентирует внимание и на мысли человека, на его внутреннее состояние.
Почему была сделана такая корректировка? Так Господь показал, что главное в Законе, а что второстепенное. Христос нигде не говорит: «древним сказано то-то, а вы делайте наоборот». Ветхий Завет, как и Новый, тоже дан человечеству Богом. А Бог не может Сам Себе противоречить. Итак, христианство — не «новая» религия, а логическое продолжение и развитие ветхозаветных Божественных установлений. А то новое, что Христос делает, — создает Церковь, которая есть Его Тело. Он говорит: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Это Его главное дело на земле. И это, действительно, не какое-то «новое учение», ибо оно ни в чем не противоречит ветхозаветному, а новая реальность, которую созидает Христос.
Создание Церкви несравненно важнее, чем создание нового учения. Потому что Церковь — это Тело Христово, и всех, кто становится членами Церкви, Господь Иисус Христос соединяет с Собой, то есть с Богом. Это возможно потому, что Христос есть и Бог, и Человек. Через Свою человеческую природу Он соединяет людей с Богом.
Если бы Христос оставался только Богом и Сыном Божиим, и не стал Человеком, то Он бы не мог соединить природу человека с Богом, не хватало бы нужного звена. Потому что не было единства между Божественной природой и человеческой. Это единство создает Христос в Своей Ипостаси, когда воплощается и становится Человеком. И это самое главное и кардинальное в христианстве: то, что Сын Божий воспринимает человеческую природу, становится Человеком Иисусом Христом для того, чтобы соединить человека с Богом. Обретенная через Христа возможность соединения с Богом — это и есть путь спасения человека. В Ветхом Завете Господь подготавливал человечество к этому, а в Новом Завете Он это реализовал.
И до пришествия Христа в мир, и после, было много разных религий, философских систем, учений мудрецов. Все это оставалось и остаётся человеческими построениями. Можно сказать, было и есть много правильных слов, но слова останутся лишь словами. Сам Христос говорил про фарисеев, которые считались учителями народа: «все, что они вам велят соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте. Ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3).
Против слов и учения фарисеев Господь не высказывается: слова-то они говорили правильные. От ветхозаветного иудаизма, на словах, не отступали. Но в том и дело, что жизнь фарисеев расходилась с их верой. Фарисеи делали вид, что поступают правильно, в соответствии со своими словами, но в реальности их жизнь была далека от их правильных слов. Неслучайно Господь часто указывал на их лицемерие, в частности, говорил апостолам: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1).
Еще одно возражение против того, что Христос — это Бог, следующее: Господь проповедует: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Мол, это основной рефрен Его проповеди. Но проповеди покаяния, говорят противники христианства, можно найти сколько угодно и во времена Талмуда и в нем самом. То есть призыв к покаянию не есть нечто уникальное: к покаянию призывал не только Христос, но и многие учителя и проповедники до Него.
Что мы можем по этому поводу сказать. Проповедь о покаянии чрезвычайно важна, но главное — в другом. То, о чем мы уже сказали: создание Господом Церкви — пути спасения. А к покаянию призывал и святой пророк, Креститель Господень Иоанн Предтеча, и другие ветхозаветные пророки. Покаяние — это кардинальная перемена жизни, когда человек начинает видеть, что вся его душа — в греховных ранах, что он хочет с ними бороться, и ничего толком у него не получается. Тогда он начинает просить Бога о помощи. Встает на путь сотрудничества с Богом. Если мы не встанем на путь покаяния, мы ни в Церкви не будем, ни с Христом в Царстве Небесном. Видение своих грехов и раскаяние в них, — это путь к Богу, а другого пути нет. В этом — его смысл.
Однако самого по себе покаяния недостаточно для спасения человека. Адам, после грехопадения, покаялся, но не был возвращен в рай. Потому что покаяние не избавляет человека ни от тления, ни от смертности. (Тление, наряду со страстностью и смертностью, одно из тяжелейших последствий грехопадения человека). Об этом говорит святитель Афанасий Великий: «если бы согрешение только было, но не последовало за ним тления, прекрасно было бы покаяние». Тогда было бы так: покаялся человек, и восстановилась его природа, прекратилось тление.
В ветхозаветные времена было немало примеров покаяния: каялись Адам и Ева, каялись ниневитяне, пророк Нафан приводил к покаянию царя Давида, каялся и плакал перед Богом ранее нечестивый царь Манассия и прочие. Но для спасения покаяния было недостаточно. Все: и каявшиеся, и нераскаянные грешники, после смерти оказывались в аду. Нужно было именно действие Божие, чтобы изменить это положение.
Это действие совершает Господь, воплощаясь и соединяясь с нашей человеческой природой. К нашему покаянию Христос прилагает Своё созидающее действие, создает человеку условия для спасения. Покаяние — это первый необходимый шаг со стороны человека к Богу, но без действия со стороны Самого Бога, этого недостаточно. И Господь совершает этот шаг: ради нас становится Человеком.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции