Докричаться до Бога
Священное Писание выделяется особым образом – это прямое свидетельство, откровение Бога о Себе через святых мужей письменно зафиксированное и оставленное для назидания каждого из нас. Откровение о том, как Бог спасает человека, и как спасаемый должен поступать. Ни одного слова в нем не говорит напрасно, бесцельно. Сегодняшняя евангельская история не стоит в ряду исключений.
Христос по дороге исцеляет просящего милостыню. Этот бедняк имел еще и телесный недуг – был слепым. Спаситель откликается на его крик. Интересный факт передает евангелист – это был именно крик! Он не побоялся «шедших впереди» и запрещавших ему (Лк. 18: 39). Он настойчиво взывал о помощи, обращаясь к проходившему мимо Христу.
Давайте задумаемся – почему они останавливают молитвенно вопиющего бедняка? Разве этим, «шедшим впереди» станет хуже от исцеления больного? Разве у них что-то прибавится или убавится от его слепоты или благополучия?
Разумеется, нет. И по сей день мы видим подобное – противодействие желающим быть ближе к Богу. Любая активность и любые предложения Церкви, направленные на укрепление духовности и нравственности в обществе, на возвращение к своим духовным истокам, на сохранение жизни нарождённых детей (против абортов) не получает должной поддержки в обществе, а порой некоторыми лицами и критикуется.
Дело в том, что враг рода человеческого после грехопадения прародителей в Раю решил, что его власть над душами людей неоспорима. Это противостояние не прекращается ни на мгновение. Апостол Павел наставляет: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12).
Однако гораздо ужасней, когда мы сами отказываемся от приобщения благодатной и живительной силы, даруемой Источником жизни и всякого блага – Богом.
Успокаивая тревожащую нас время от времени совесть, мы постепенно свыкаемся с мыслью о себе как о вполне приличном или даже образцовом христианине – и в церковь хоть не регулярно, но ходим, посты в меру сил соблюдаем, и прочие необходимые добродетели нам присущи. Да ничего, собственно, делать и не нужно, по большому счёту всё уже достигнуто: остаётся только без сбоев жить дальше. А если и есть у нас какие-то недостатки, какие-то мелкие грешки, так у кого ж их нет?
Но давайте задумаемся, рассуждая так, не подобны ли мы оному фарисею из притчи (см. Лк. 18: 11-12)? Нужно не успокаивать себя, а обращаться к Богу. Необходимо громким гласом взывать ко Спасителю, кричать Ему с просьбой о помощи, как делал просящий милостыню! Если мы не видим своих грехов, это не значит, что их нет, а быстрей всего это признак нашей духовной слепоты, бездеятельности нашей совести. Скоро начнется Великий пост, и мы будем читать молитву преподобного Ефрема Сирина, так в ней надо особенно обращать внимание на слова: «Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения…». Очень важно, чтобы эти слова доходили до нашего сознания, а не оставались только на языке.
Проблема наша, что вера у нас только в словах, а она должна проникать до сердца и просвещать все естество, вместе с кровью доходить до каждой нашей клетки. Даже приходя в храм, мы сохраняем наше сердце закрытым для Бога, мы не только не кричим подобно слепому из глубины души: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:38), но вообще едва ими шевелим, забывая о главной цели прихода в Церковь – быть услышанными и прощенными Богом.
Главное условие для живого диалога с Господом, результативного, как у иерихонского слепого, с повествования о котором начался рассказ – это чувство потребности в Боге, радостный трепет (ср. Пс. 2: 11) от сознания Его всеприсутствия, детской доверчивости Творческой воле – ведь родители желают своим чадам только полезного, доброго. Надо так научиться молиться, чтобы между душой и Богом не было пустого места, не было бы вакуума, а все было заполнено любовью к Нему и желанием быть с Ним.
Так же можно охарактеризовать взаимоотношения с Жизнодавцем новомучеников и исповедников Церкви Русской, собор которых сегодня празднуется. Они прошли через такие страдания и испытания, какие нам даже представить себе трудно. И своей кровью засвидетельствовали верность Христу. И посредники между их душами и Богом отнюдь не требовались, они соединены были с Богом уже в земной жизни. «Образ бо есте́ лобызающим подвиг ваш, яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть от любве Божия разлучити вас не возмогоша» (конд. гл. 2).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции