Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Христианский взгляд на человека и этика искусственного интеллекта

Общество
Христианская этика основывается на законе, который был дан человеку еще в раю.

Написанное Богом в сердце человека «дело закона» (Рим. 2:15), по слову апостола Павла, является определяющим источником человеческой нравственности. Святитель Феофан Затворник поясняет, что апостол говорит об оживляемой страхом Божиим совести, которая «пишет в сердце при всяком случае …то, как следует поступить» и свидетельствует об этом «чувством, указывающим образ действия»[1]. Впоследствии этот естественный закон находит свое отражение в ветхозаветных заповедях. Евангельская этика оживляет их полнотой любви Божией и ставит в основу человеческой морали явленные во Христе новые принципы отношения к Богу как к Отцу и ко всем людям как своим ближним. На основе этих принципов веками строились межличностные отношения и общественная мораль всего христианского мира.

В Основах социальной концепции РПЦ отмечается, что «христианское право принципиально надсоциально», однако, не будучи «непосредственно …частью гражданского законодательства», оно «оказывает на него благотворное влияние, являясь его нравственным основанием»[2] в странах, имеющих христианскую историю. Таким образом, евангельская мораль служит, если можно так выразиться, «невидимым регулятором» человеческих отношений, функционалом, работающим по умолчанию и понятным без слов всем носителям определенного культурного кода.

Если задача светского закона заключается не в преобразовании лежащего во зле мира (см. 1 Ин. 5:19) в Царствие Божие, а в удержании этого мира от превращения в ад, то любое стремление человека к этическому ограничению своих созданий является с точки зрения Церкви несомненным благом. Это имеет отношение к любой области технологий и человеческого знания, в том числе и к тем инновациям, которые принято называть искусственным интеллектом.

Актуальность обсуждения этических норм в этой области обусловлена тем, что ИИ заметным образом отличается от всех ранее созданных человеком систем, поскольку существенно затрагивает или даже кардинально изменяет представление о фундаментальных основах человеческого бытия.

Вопрос о необходимости этики искусственного интеллекта возник с момента зарождения первых разработок интеллектуальных систем, с появлением первых компьютерных программ в середине прошлого века. В последнее время этическое регулирование использования нейросетей становится одним из заметных и важных направлений деятельности человека в данной области. В нашей стране этой теме также придается существенное значение. Был принят ряд нормативных актов, в том числе «Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта» (2021) и ключевой на данный момент государственный документ «Национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года».

Здесь Церковь видит для себя возможность активного участия с целью формулирования такого взгляда на развитие и использование ИИ, который бы включал в себя христианское понимание человека и его предназначения, определенного Богом. Важность этического регулирования систем искусственного интеллекта осознается участниками процесса вполне отчетливо. Вместе с тем точно сформулированного понимания того, что же есть этика, и в чем состоит этический принцип, в документах не содержится, а критерий подхода к проблематике сформулирован лишь в общих чертах. Так, в Кодексе этики в сфере искусственного интеллекта говорится: «Человеко-ориентированный и гуманистический подход является основным этическим принципом и центральным критерием оценки этичного поведения Акторов в сфере ИИ»[3].

При рассмотрении любых актуальных документов в данном контексте мы должны трезво исходить из той предпосылки, что любая этическая концепция касательно ИИ в настоящее время не имеет христианского измерения, а основана лишь на стремлении ограничить возможный ущерб человеку со стороны интеллектуальных машин и программ. Главная задача светской этики в области ИИ – сделать безопасным и эффективным взаимодействие человека с искусственными системами. Это поверхностное с христианской точки зрения целеполагание. Тем не менее, оно все же заслуживает нашей поддержки и участия хотя бы потому, что оно остается фактически единственным мостом, связывающим нас с разработчиками высоких технологий.

Христианский взгляд на человека и этика искусственного интеллекта Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва

Невозможно пытаться соединить евангельскую нравственность во всей ее полноте и глубине с принципами использования современных технологий, но мы должны помнить о том, что любой ИИ – это продукт творческой работы человека, исходящего в своей деятельности из определенных убеждений, взглядов, целей. Если в основе его научного творчества будут лежать христианские ценности, то и вопрос этики при использовании интеллектуальных систем будет находиться в плоскости христианского взгляда на мир и человека.

Нужно отметить, что сами разработчики и ответственные пользователи искусственных интеллектуальных систем не возражают против участия представителей Церкви в формировании этических оценок создания и использования технологий ИИ. Это допущение во многом говорит о том, что сами специалисты в этой области осознают определенную слабость и ограниченность своих возможностей в части формулирования точных критериев и подходов к этике ИИ. Во-первых, это относится к разработке ИИ: этическое правило разработчика, его ограничения в этой области при обучении конкретной искусственной модели. Во-вторых, это касается применения созданных программ: насколько допустимо использовать достижения без конкретных этических норм, сформулированных и принятых к исполнению всеми участниками процесса.

Церковь может быть полезна во всех направлениях развития и использования технологий ИИ, но в разной степени. Например, моделирование программ, тесным образом связанных с человеком и его жизнью, а значит и его ценностями, требует нашего активного участия. К таким направлениям можно отнести медицину и биоинженерию, образование, искусство, право, в целом – любую сферу, которая затрагивает повседневную жизнь человека. Очевидно, нам вряд ли стоит заострять свое внимание на использовании ИИ в строительстве или разработке систем планирования судоходства. Но и в этих случаях принципы христианской этики, основанные на евангельской любви к ближнему, должны учитываться разработчиками.

Некоторая нехватка знаний в данном контексте у разработчиков ИС наиболее явно проявляется в тех областях, которые так или иначе связаны с фундаментальными основами человеческого бытия – с жизнью, ее зарождением и развитием, со смертью и пониманием ее в современном обществе, лишенном христианского целеполагания. И здесь мы имеем определенные возможности для того, чтобы заострять внимание научного сообщества на тех ответах, которые дает христианство на неизбежно возникающие вопросы.

Подходы, которые в настоящее время положены в основу регулирования развития систем ИИ, предполагают «выработку соответствующих этических норм» и «разработку этических правил взаимодействия человека с искусственным интеллектом»[4]. Но сами эти нормы и правила отчетливо не выражены, что создает определенный вакуум в данной сфере. Церковь может оказать помощь в наполнении их смысловым содержанием, используя то уникальное знание, хранительницей которого она является.

[1] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Римлянам (главы 1–8). М.: Правило веры, 2006. С. 211.

[2] Основы социальной концепции. IV. 5.

[3] Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, п. 1.1 https://ethics.a-ai.ru/assets/ethics_files/2023/05/12/Кодекс_этики_20_10_1.pdf

[4] Национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента РФ от 10.10.2019 №490.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.