Встречный поезд: «враг», заслуживший любовь
Неожиданно неведомая сила откинула их назад. Перед ними вырос «свирепый» железнодорожник, который грозно выкрикивал им в лицо свое возмущение. Боль и обида на этого человека, стыд перед окружающими заполнили мысли детей. Вот он — враг. Но прошло всего 10-15 секунд, как по рельсам, около которых стояли подростки, пролетел встречный поезд.
Этим жизненным случаем поделился со мной знакомый. Примечательно, что из всего приятного окружения от гибели подростков удержал самый «вредный» человек, которого подростки вначале восприняли как обидчика, ненавистника, жестокого, проще — недруга. Мы не переносим тех, кто заставляет нас страдать, а Господь призывает любить их. Заповедь о милости к врагам является естественной для христианина. Ведь, исполняя ее, мы проявляем благодарность самым заботливым людям на земле, тем, кто изо всех сил старается приблизить нас к Богу, хотя и не осознает этого.
Когда святая Моника, мать блаженного Августина Иппонийского, была еще девицей, она пристрастилась к вину. Девушку воспитывали в строгости, ограничивая в еде и в веселии, но когда она ходила в погреб за вином для стола, то немного отпивала из бочонка. Со временем это сделало ее зависимой. Однажды, разозлившаяся служанка назвала молодую хозяйку пьяницей. Это ее напугало, она увидела, что действительно, незаметно, пристрастилась к вину. Боясь, что узнают родители, она, когда бывала в погребе, перестала пить вино. Так через служанку Господь вылечил ее духовную болезнь.
Желая нам досадить, противники зачастую бывают честнее, чем друзья. Близкие промолчат, видя наш недостаток, неприятель же скажет все в лицо. Иногда забота родных может быть для нас губительнее, чем колкое правдивое слово врага. Так, когда Петр уговаривает Христа пожалеть Себя и не идти на муки, Спаситель прогоняет его. Он обличает апостола в том, что тот заботится о человеческом, но не о Божием (см. Мф. 16:22).
Называть врагом принято человека, который шутит, высмеивает нас в окружении других. Мы говорим, он не дает нам спокойно жить. Вместе с тем, он помогает нам обрести терпение, выдержку, покаянный дух, увидеть неправду в себе. Так называемые наши неприятели — это люди, взаимодействуя с которыми, мы можем увидеть собственное несовершенство.
Друзья древнегреческого философа Сократа удивлялись его выбору супруги. Она была настолько сварливой женщиной, что не только бранила мужа в окружении его учеников, но и била, рвала его одежду в порыве гнева. Сократ на это говорил, что именно благодаря жене он научился терпению и кротости.
Как же проявлять любовь к таким людям, если в душе кипит негодование? Спаситель говорит: «молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:28). Этим христианин не только усмиряет собственный гнев. Прощение обидчика и молитва за него — это подражание Господу, молящемуся за распинателей на Кресте. По словам святых отцов, главным оправдательным критерием на суде после смерти является именно подобие души Богу. Следовательно, искренняя молитва за обидчиков может иметь в вечной жизни больший вес, чем наши добрые поступки.
В дни поста человеку предстоит стать врагом своих страстей, т.е. греховных привычек. Святитель Феофан Затворник объясняет это тем, что снисхождение к собственным желаниям является корнем духовных и нравственных падений человека. Как только мы проявляем жалость к собственной плоти, она, подобно строптивой рабыне, показывает когти и свирепеет чувственными очами. Поэтому христианин должен не щадить себя, а наказывать. Страдания ради любви к Богу приносят вечную жизнь, а дружба с греховными привычками губит душу.
Святая Четыредесятница является временем, когда человеку необходимо примириться с нашими ближними, особенно теми, кого мы считаем обидчиками. В этом христианину необходимо первому пойти навстречу с согрешившему против нас, и тем самым он сможет освободиться от тяготящей неприятной ноши в душе и стать достойным свидетелем страданий и воскресения Христа Спасителя. Человеку, простившему своего ближнего, пасхальное торжество открывается во всей полноте. Помогает же примириться напоминание, что враг — это не тот, кто указывает на наши ошибки, и тем самым спасает от гибели под летящим составом страстей, а тот, кто, видя нас в опасности, ничего не предпринимает для нашего спасения.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции