Их благодать Святого Духа собрала
Дата праздника была выбрана не случайно. Ежегодно в июле по Калужской митрополии проходит крестный ход с Калужской иконой Божией Матери и заканчивается 31 июля на месте ее явления в селе Ждамирово, в монастыре, посвященном этому образу Божией Матери. В день установлено Ее празднование в память избавления калужан от страшной эпидемии холеры в 1892 году. Вспоминая чудесное заступничество Царицы Небесной пред Господом о нас, мы теперь будем чествовать и дивное ходатайство за нас святых, подвигами многими потрудившихся на Калужской Земле, засвидетельствовавших верность и преданность Господу своей верой и делом начиная от века XII и заканчивая веком XX.
Кто же эти святые угодники? Священномученик Кукша Печерский — подвижник XII века, который не побоялся и отважился прийти из Киево-Печерской Лавры, чтобы просветить светом Христовой веры, языческие племена вятичей, населявшие на тот момент территорию нынешней Калужской области, за что и принял мученический венец от Господа.
В веке XIV из радонежских лесов на Мосальскую землю пришел преподобный Ферапонт Боровенский, ученик преподобного Сергия. Он основал монашескую обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы, в которой в день памяти святого мы собираемся ежегодно на соборную молитву.
В веке XV Господь явил нам сразу несколько славных подвижников преподобный Тихон, блаженный Лаврентий, преподобный Пафнутий. Преподобный Тихон, Калужский, Медынский, будучи родом из Киева, в юности покинул родительский дом и пришел в Чудов монастырь в Москве, где принял монашество. Через некоторое время, желая усилить свой аскетический подвиг, он удалился в калужские леса и стал подвизаться, как гласит предание, в огромном дубе. Со временем вокруг него сформировалась монашеская община. Преподобный Тихон благословлял на ратный подвиг московского князя Ивана III во время событий стояния на Угре в 1480 году, а братия исповедовала и причащала воинов, ухаживала за раненными и больными.
Блаженный Лаврентий подвизался Христа ради особенным подвигом, подвигом юродства. Безумием мнимым он обличал безумие сего мира, всегда ходил босой, в рубашке и в овчинном кожухе, с топориком, насаженным на длинное топорище. Своими подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудесами. Впоследствии около места его подвигов был построен Лаврентьев монастырь.
Весьма интересна преемственность Боровского старчества. Так, преподобный Никифор, ученик преподобного Сергия, основал Высоко-Покровский монастырь в городе Боровске; его ученик преподобный Никита, впоследствии Серпуховской, долгое время был духовником Покровской обители и наставником молодого инока Пафнутия, будущего основателя и первоигумена монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобный Иосиф Волоцкий прожил в обители 18 лет под руководством преподобного Пафнутия, после чего стал ее настоятелем. Также важно упомянуть о преподобномученике Иоасафе Боровском, ведь именно в годы его игуменства был построен и освящен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, он же в свое время стал вдохновителем Троицкой обороны и погиб в 1610 году во время нападения поляков на Боровскую обитель.
Спустя 200 лет после этих трагических событий, в 1819 году, Калужскую кафедру возглавил замечательный архиерей — святитель Филарет Амфитеатров. За время своего шестилетнего пребывания на калужской земле, им было построено 25 каменных церквей, а в 1820 году, в Оптиной пустыни был устроен Предтеченский скит. Удивительное место, где монашествующие живут более строгой, уединенной жизнью. Сразу вспоминаются его дивные насельники — старцы Оптинские, учившие жить по-евангельски, преподобный Макарий Оптинский великий учитель смирения, преподобный Амвросий, очень любивший басни Крылова, а потому говоривший свои поучения в стихах:
«Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог»;
«Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – моё почтение»;
«Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».
Преподобный Варсонофий, отринувший блестящую военную карьеру ради следования за Христом. Этот старец оставил нам цикл размышлений о духовной жизни под названием «Духовные беседы». Он писал: «Пока есть в тебе стремление вперед — не бойся! Цел твой кораблик и под сенью креста совершает свое плавание по жизненному морю и не надо бояться могущих случиться бурь!»
Век XX — век суровых испытаний для России и Церкви. Он принес не только скорбь и разрушение, но и целый сонм новомучеников, молитвами которых мы сейчас с вами живем.
Будущий священномученик Августин был назначен на калужскую кафедру в 1934 году. Он безбоязненно ходил по калужским улицам в рясе и клобуке, не снимая панагии. На него сыпались насмешки и оскорбления, но он их смиренно терпел, а если кто-то подходил к нему под благословение, никогда не отказывал. Владыка служил в Георгиевском соборе и народ любил приходить на его службы, а двери его дома всегда были открыты для ищущих утешения, совета, вразумления. Прихожанками собора были будущие мученицы Феоктиста Ченцова, Ольга Масленникова, Анна Остроглазова.
Совсем рядом, в храме Одигитрии, трудился протоиерей Иоанн Сперанский — человек недюжинной духовной силы, воспитавший десять детей, исполнявший многие церковные послушания. Членом церковного совета храма был будущий мученик Михаил Арефьев. До революции отец Иоанн окормлял многие учебные и правительственные организации в городе, горожане его любили и уважали. Так, например, в день крестного хода в городе Калуге, 12 октября 1909 года, на праздновании Избавительницы Калужской земли от нашествия Наполеоновских полчищ он говорил: «Много теперь соблазнов для нашей веры и преданности Богу и Матери Божией. Во время церковной молитвы, поста и покаяния, теперь назначаются всевозможные, иногда и безнравственные, увеселения… Ужели же мы, сыны Церкви Христовой, поддадимся искушениям и заветы святой Церкви и верных ей наших предков будем попирать в угоду страстям и похотям до забвения великих благодеяний к нам Господа и Царицы Небесной?! О, храни Бог! Будем же со слезами просить у Господа и Пресвятой Владычицы нашей Богородицы прощения за свое нерадение, небрежность и неблагодарность». В 1918 году власти закрыли церковноприходскую школу при храме, но отец Иоанн продолжил вести занятия по закону Божию три раза в неделю, но уже в притворе храма. Скоро последовали первые аресты батюшки.
В Успенском храме псаломщиком трудился будущий мученик Аполлон Бабичев, а в храме Георгия «за лавками» служил священномученик Алексий Рождественский. Все они были расстреляны в 1937 году. Это были простые люди, любившие свою веру и Отечество.
Последний святой из Собора Калужских святых жил в первой половине XX века, но были святые и во второй половине того века и живут в наши дни. Они тихо, скромно и неприметно, до времени скрываемые Господом, трудятся, возносят молитвенные воздыхания о нас, о Благословенной Калужской земле, о России. Они не оставляют нас, отягченных грехами, суетой, погоней за счастьем и «светлым будущим». Нам в нашей гонке зачастую просто не хватает духовных сил, чтобы разглядеть того или иного подвижника и близость к нам Бога, а Он является в дуновении легкого, прохладного ветерка – во «гласе хлада тонка» (3 Цар. 19: 12). В каждое столетие Господь дает нашей земле святых, как сказано «не стоит село без праведника».
День памяти Собора святых и новомучеников говорит нам о том, что они жили в нашем городе совсем недавно, ходили по тем же улицам, где и мы с вами ходим, молились в тех же храмах. Но давайте остановимся и подумаем, а куда мы ходим по этим улицам? В храмы ли? О чем думаем пока идем?
Наши предки были очень набожными и освящали памятью о Боге всю свою жизнь. Нам есть к чему стремиться и чему у них поучиться, ведь сказано апостолом Павлом: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7). Будем же помнить, что центром жизни наших святых был Христос, и всей своей жизнью, своими намерениями и желаниями они устремлялись к Богу. Быть святым, это не значит творить чудеса, брать на себя большие телесные подвиги. Быть святым — значит жить жизнью во Христе, жить для Бога, ради Бога и во славу Божию.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции