Что нужно, чтобы Бог услышал молитву?
Если человек имеет жертвенную любовь, если он не эгоист и живёт так, чтобы совесть его не обличала, и просимое не принесет вреда ему или другому человеку, то тогда он может рассчитывать, что оно исполнится. Христос говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). И еще: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23-24). А перед этим Он сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Вот «инструкция», данная нам Самим Спасителем, как правильно мы должны обращаться к Богу — исполнять заповеди, иметь мир с ближними и чистое сердце.
Исполняем ли мы то, что Бог просит от нас? Господь, к примеру, говорит: не завидуй. Надо хотя бы попробовать начать исполнять эту просьбу Бога к нам. Или Господь говорит: чти отца и мать. Всегда ли мы почитаем родителей? Или: возлюби ближнего как самого себя. Поступаем ли мы так? Или: не судите, и не судимы будете. Не увлекаемся ли мы осуждением? И так далее. Если почитать внимательно Евангелие, то мы найдём там много заповедей. Все они обращены лично к нам, сказаны конкретно для каждого из нас, а не какой-то абстрактной массе людей.
Заповедь — это взывание Бога к человеку. Это то, что Бог просит нас исполнять для нашего же блага. Ведь не только мы, люди, обращаемся Богу. Бог так же обращается к нам с призывом исполнять Его заповеди. Просит и ждёт. И если мы не реагируем на Божии призывы, почему же тогда Бог должен исполнять наши прошения?
Наконец, надо помнить о такой простой вещи, что мы не всегда знаем — полезно ли нам просимое, или даже выпрашиваемое у Господа. Богу виднее, чем нам. Простой пример: ребёнок увидел красивый блестящий нож. Может начать просить его у мамы поиграть. Может кричать, слезами заливаться: «Дай мне его, дай!» Но кто ему даст нож? Родитель понимает, что ребёнок может нанести себе страшную рану им. Так и мы иногда просим у Бога чего-то, от чего нам потом будет большой вред. Или, например, девушке нравится молодой человек, она хочет познакомиться с ним, просит об этом у Бога. А Господь видит, что из этого знакомства счастья не будет, познакомится девушка с этим парнем, выйдет за него замуж, а счастлива будет недолго. Поэтому Сердцеведец Бог не даёт ей такой возможности, хотя девушка и молится, и просит.
Надо стараться на своих жизненных примерах учиться доверять Богу. Тогда, постепенно, человеку будет становиться более ясным, почему в каких-то случаях Бог не спешит исполнять молитву человека. Впрочем, глубоко верующим людям незачем объяснять «механизм действия» молитвы и покаяния. У каждого православного найдется с десяток, а то и больше, рассказов о Промышлении Божием в его жизни, или из жизни близких ему людей, просто знакомых, или, в конце концов, из литературы. Как внезапно возникшие препятствия, вызывавшие немалую досаду в текущем моменте, оказывались фактором, уберегшим от неминуемой катастрофы и даже гибели.
Если хорошенько вдуматься, все ограничения — «заповеди Божии», данные человечеству, зиждутся на стремлении предохранить то самое человечество от саморазрушения и самоистребления. «Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду Премудрого и Всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем», — говорит святитель Игнатий Брянчанинов. «Течение жизни сокрыто от нас, и случайности ее бывают так непонятны, что нам ничего не остается, как взывать: «Буди воля Твоя, Господи!» Ибо знаем, что от Господа идет всегда одно добро», — пишет святитель Феофан Затворник.
В завершение хотелось бы привести изречение отца Церкви из «древних» о качестве молитвы. Хотя, несмотря на «ветхость» наставления, его актуальность ничуть не изменилась с течением веков: «Приноси Богу прошения твои сообразно величию Его, чтоб возвысилось пред Ним достоинство твое, и Он возрадовался бы о тебе. Если кто попросит у царя небольшое количество грязи, то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Ангелы и Архангелы — эти вельможи Небесного Царя — смотрят на тебя во время молитвы твоей, внимая тому, что просишь ты у Владыки их: они удивляются и радуются, когда увидят, что составленный из земли, оставя плоть свою, просит небесного; напротив того, они огорчаются на того, кто, оставив небесное, просит своей грязи», — так наставляет преподобный Исаак Сирский.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции