Наш первый атомный «Ленин»
Россия остается единственной страной в мире, сумевшей построить атомный ледокольный флот.
В 1959 году вместе с вице-президентом Ричардом Никсоном в СССР приехал четырехзвездный адмирал Хайман Риковер. Легендарная личность, создатель атомных подводных лодок, авианосцев, крейсеров, который служил на флоте 63 года и пережил 13 президентов! В то время в США под началом адмирала строили атомный ледокол «Саванна». Естественно, адмирал отправился на Адмиралтейский завод в Ленинград, где строился советский «Ленин». СССР и США соперничали в этой области, как в космосе и в спорте.
Адмирал осмотрел советский корабль от трюма до фокмачты и доложил в Конгрессе: «Русским потребуется пара лет, чтобы спустить «Ленина» на воду. У нас все шансы обогнать русских». Ледокол «Ленин» вышел в море через два месяца после того, как его борт покинул адмирал Риковер. «Саванну» строили еще три года, но дальше пробных рейсов корабль не потянул, работает в Балтиморе музеем. Адмирал Риковер сел в лужу, как никогда в жизни.
Атомный ледокол «Ленин» — не первый наш «Ленин». В 1920-е годы в честь вождя переименовали ледокол «Святой Александр Невский», построенный в Англии при участии инженера Евгения Замятина, будущего писателя, объявленного антисоветчиком. Когда появился атомный «Ленин», угольный «Ленин» снова переименовали — во «Владимира Ильича».
Интересно, что самым могучим ледоколом доатомной эпохи был «Сталин», впоследствии «Сибирь», не путать с атомной «Сибирью». История названий кораблей подталкивает к выводу: никто, даже шпионы и ветреные жены, не меняет имена столь часто. Атомный ледокол «Арктика», первым дошедший до Северного полюса, менял паспорт на «Брежнев» и «Советский Союз», а сейчас, что символично, стоит в холодном отстое и ждет утилизации. Атомные ледоколы отличаются от дизельных не только большой мощностью и проходимостью. Они уходят в море минимум на четыре месяца. Для человека большая нагрузка — портов на Севморпути, где можно сойти на берег, почти нет. Бытовые условия на атомном ледоколе гораздо лучше, чем на других судах. Все каюты одноместные, сауны с бассейном, тренажерные залы, конференц-зал, просторная кают-компания с официантками. Во всех каютах стоят телевизоры и компьютеры.
Атомный ледокол «Ленин» в эпоху СССР вошел в буквари, по нему учились советские дети, которые были уверены, что нам завидует весь мир. В новом букваре нет рассказа о «Ленине», который в 1989 году выведен из состава флота и установлен на вечную стоянку рядом с морским вокзалом в Мурманске. Арктическую вахту продолжают современные ледоколы.
Но жизнь «Ленина» продолжается. Топливо из реактора выгружено, он забетонирован, вода из контура слита. Радиационная безопасность полная. Все остальные системы на ходу, корабль ни на один день не остается без экипажа. «Ленин» давно работает музеем, в который народ валит валом. За год на борт поднимаются 30–40 тысяч человек, до 300 посетителей в день! Для школьников на корабле проходят учебные занятия по экологии, физике, истории освоения Крайнего Севера.
Флот невозможен без соленых шуток. Случались они и на «Ленине», когда он нес ледовую вахту. В 1980-х годах командовал кораблем полярный капитан Зигфрид Адольфович Вибах, который, к слову, считал себя чистокровным русаком. Однажды, сопровождая караван судов, капитан Вибах передавал позывные: «Я — Ленин! Я — Ленин!». И вдруг кто-то из капитанов из судового рупора на всю Арктику прокричал: «Какой ты Ленин? Ты — Вибах!». Говорят, что приступ хохота случился даже у белых медведей.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции