Какое нам дело до Судана
Вооруженные столкновения между армией Судана, которой руководит фактический глава государства Абдель Фаттах аль-Бурхан, и военизированным формированиями Сил быстрого реагирования (RSF, по сути «партизанские» формирования) под командованием Мохаммеда Хамдана Дагало продолжаются с апреля прошлого года. Ни одна из сторон пока не смогла одержать верх и захватить власть. Периодически стороны договариваются о передышке, но потом бои возобновляются опять. В результате по сути гражданской войны, которая началась еще вокруг Дарфура в начале века, более 10 миллионов человек покинули свои дома, в стране царит настоящий гуманитарный кризис. Армия потеряла контроль над большей частью столичного региона, включая Хартум, Омдурман и Северный Хартум, на начальном этапе боевых действий, однако теперь пытается взять реванш.
В Судане Россию интересует прежде всего строительство военно-морской базы на Красном море. История тянется еще с 2017 года, когда тогдашний глава Судана Омар аль-Башир и президент России Владимир Путин договорились о строительстве такой базы. Однако тогда парламент страны не смог ратифицировать соответствующий договор из-за крайне нестабильной ситуации в стране. С тех пор для России ситуация стала еще более актуальной: на фоне санкций число портов, куда разрешено заходить российским судам, тем более военным, заметно сократилось.
В 2019 году на фоне массовых протестов из-за тяжелейшего экономического кризиса Омар аль-Башир, правивший несколько десятилетий, был свергнут. После чего военные и полувоенные формирования (включая RSF) договорились о формировании переходного правительства. Но мир долго не продержался: в октябре 2021 года в результате госпереворота власть захватил как раз генерал аль-Бурхан. И тут же началось сопротивление. В начале конфликта создавалось впечатление, что Москва сделала ставку на RSF. Однако позже Россия решила диверсифицировать направления своей поддержки, тем более что потенциальное место размещения военной базы ПортСудан контролирует армия Судана. Представитель нынешнего правительства Судана приезжал в том году на Петербургский международный экономический форум, сообщив, что страна не против возобновить договоренности с Россией по поводу военно-морской базы. Если эти договоренности будут реализованы, то Россия сможет еще больше закрепиться в Африке. Ее позиции в последнее время усилились в основном за счет бывшей французской сферы влияния в таких странах, как Мали, БуркинаФасо, Нигер и Чад. Однако надо учитывать, что ситуация в Судане еще долго будет далека от стабильности, создавая риски и для существования базы ВМС РФ.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции