Главное
Истории
Нищие в Москве прошлого

Нищие в Москве прошлого

Круг снова в тренде

Круг снова в тренде

Старые кладбища Москвы

Старые кладбища Москвы

Молодежь полюбила песни любэ

Молодежь полюбила песни любэ

Новый Шрек

Новый Шрек

Отношения Шамана и Мизулиной

Отношения Шамана и Мизулиной

Девушки едят тюльпаны после 8 марта

Девушки едят тюльпаны после 8 марта

Магнитные бури в марте

Магнитные бури в марте

Тюрьма Кресты

Тюрьма Кресты

Великий пост

Великий пост

Юные авторы пишут о Великой Отечественной войне

Общество
В эти дни в Москве проходит завершающий этап детско‑юношеского литературного конкурса имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне». Пятьдесят молодых дарований приехали из разных регионов Российской Федерации и ближнего зарубежья, чтобы поучаствовать в финальной части конкурса.

Здесь старшие школьники из Приморья и Луганска, Казахстана и Казани, Белоруссии и Республики Марий Эл, Санкт‑Петербурга и Донецка. Конкурс проводит Издательский совет Русской Православной Церкви. Одной из тем конкурса для написания литературного произведения была тема 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Самые старшие участники литературного конкурса «Лето Господне» — почти взрослые люди. Пройдет совсем немного времени — и они окончательно и бесповоротно шагнут во взрослую жизнь, унося с собой то, что успели усвоить, во что смогли поверить, что успели узнать в детстве и отрочестве.

Период юности очень важен: в это время человек «набирает» с собой во взрослую жизнь убеждения. Он не берет от взрослых готовое, как в детстве, а размышляет, выбирает, оценивает. О чем этот человек думает? Знает ли историю родной страны? Задумывается ли о ее будущем? Понимает ли, какие события прошлого забывать нельзя, потому что эти события — основа настоящего и во многом грядущего? Все это важные вопросы, ключевые.

Радуюсь, когда вижу, что наши участники из старшей группы пишут о Великой Отечественной войне. Это свидетельствует о том, что они знают родную историю и понимают, что тогда наши предки отстояли для нас родную землю, свободу, подарили нам мирное небо. Радуюсь, когда вижу, что наши юные участники решаются взяться за непростые, тяжелые для любого человека темы. Это означает, что они выросли и знают, что жизнь состоит не только из развлечений и праздников. Они понимают, что говорить, писать о горьком, тяжелом тоже необходимо — чтобы об этом помнили, чтобы оно не повторилось.

Юные авторы пишут о Великой Отечественной войне Фото: Unsplash

Во время войны были сожжены сотни деревень. Среди них была уничтоженная вместе с жителями Хатынь. Мемориальный комплекс появился на месте этой деревни в 1969 году. Там все не может оставить равнодушным. Но особенно незабываемое впечатление оставляет скульптура «Непокоренный человек». Даже если увидеть ее только на фотографии, забыть невозможно. Как известно, в трагедии Хатыни не выжил почти никто. Но все-таки почти никто, а не совсем никто. Среди выживших был немолодой кузнец Иосиф Каминский. Когда он очнулся после трагедии, вокруг были погибшие односельчане. Он сумел найти своего сына — еще живого, но израненного и пострадавшего так, что это было несовместимо с жизнью. Сын скончался на руках у отца. Скульптор навсегда запечатлел именно это: немолодой мужчина держит на руках погибшего ребенка.

Работа Самодурова Дениса «Аисты над пепелищем» написана об этой трагедии военного времени. Денис описывает последний для жителей день, рассказывает читателям, как он мог пройти, как подростки собирались устраивать учения — тренировать навыки, которые могут им пригодиться, когда их возьмут служить в армию, как пожилой кузнец Иосиф привычно трудился в кузнице и думал о том, что со временем, когда он уже состарится, его здесь сменит сын, как вдруг пришла весть, что полицаи идут, и они уже близко… Денис передает и самые трагические события: как карательный отряд избивал людей, загонял в сарай, поджигал его, как стреляли в тех, кто выбил дверь, как ходил потом чудом выживший пожилой мужчина среди погибших, надеясь найти своих близких, и все-таки нашел сына, с которым провел его последние минуты.

Писать о страшном, тяжелом необходимо. Наши современники должны помнить, от чего спасали и спасли наши воины страну и весь мир в те годы. Спасибо Денису, что взялся за такую тему и справился.

Хочу также рассказать о работе Савинкиной Анастасии «А зори там были тихими-тихими…». Анастасия вспоминает повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и рассказывает о своей бабушке: «Моя бабушка, помкомвзвода сержант Кирьянова, была старшей на том самом 171 разъезде в мае 1942 года, была одной из тех, кто никогда не отчаивался. Она верила, что доброта — вечное лекарство от злобы и цинизма, вакцина, которой еще просто не дали распространиться. И все 1418 дней войны она, ни минуты не сомневаясь, готова была душу сложить свою, готова была воевать не только за себя, но и за тех девчонок, за пятерых, что исполнили приказ и не пропустили немецких диверсантов, потому как ценила она человека, как и те, кто в непростые военные годы был рядом с ней».

Процитирую еще одно предложение из работы Анастасии: «Бабушка прожила жизнь, о которой нельзя молчать». Золотые слова. Понимаем ли мы, молодые и зрелые, дети и взрослые, что наши предки, принадлежавшие к тому — военному — поколению, в большинстве своем прожили жизнь, о которой нельзя молчать? Они выстояли в борьбе с фашизмом и защитили свою страну, освободили еще несколько других. Они подняли страну после войны. Они трудились, пока могли — привыкли жить в труде, без него жизни не мыслили. Они оставались людьми в тяжелейших условиях. А мы так мало о них знаем. Анастасия напоминает нам: нужно читать книги о войне и нужно знать о родных людях, прошедших войну. А если Господь дал способности к слову, нужно о своих родных рассказывать, писать — чтобы не забылось, передалось дальше.

Не могу не сказать о рассказе Марии Радченко «Комсомолка». Он о блокадном Ленинграде, о людях, сохранивших человечность, способность сопереживать друг другу, искренне волноваться за других, когда, кажется, от лишений нет сил ни на что, опасность рядом почти всегда, а страшные картины разрушений, смерти стали привычными. В этом рассказе одна из важнейших тем — это тема веры. Главная героиня — комсомолка Зоя, о вере знает мало или практически ничего, зато помнит содержание антирелигиозных плакатов. Однажды неожиданно для себя самой она оказывается в храме и понимает, что у собравшихся здесь людей есть что-то, что пока ей непонятное, и это что-то дает им силу не бояться. Девушка начинает молиться Божией Матери и просит о помощи, о благополучном возвращении соседки, которой слишком долго нет, а ее ребенок переживает, да и сама Зоя вышла из дома в надежде найти соседку живой, но неожиданно для себя приходит в храм и обретает веру.

Она начинает ходить в храм на службы, душа наполняется радостью, исчезла тревога, но вера к ней приходит нелегко. В повседневной жизни находятся рядом те, кто напоминает, что она комсомолка, что она не должна ходить в храм и быть верующей. И Зоя уже почти готова их послушать, но встречает священника, и тот укрепляет ее в вере и дает правильные ориентиры в жизни. Нет, Бог есть, — говорит она, и сердце наполняется радостью и смыслом.

О чем этот рассказ? О блокаде. О том, что мужество требуется не только для того, чтобы выстоять, остаться человеком в военных условиях, но и для того, чтобы не побояться и не отказаться от веры. А еще о радости, которая может прийти неожиданно даже в самые суровые времена.

Читая работы участников конкурса, понимаешь, что эти молодые люди готовы думать и говорить по-настоящему о важном. Если они придут когда-нибудь в литературу, они принесут туда то, за что им не будет стыдно — а потомки смогут ориентироваться на них.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.