Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Почему Христа называют Сыном Божиим?

Общество

Сейчас идет Великий пост, и мы все готовимся встретить спасительный праздник Пасхи, прославить Воскресение Христа. Христос — есть воплотившийся ради нашего спасения Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Троицы. В Символе веры, который был составлен святыми отцами на I Вселенском соборе 1700 лет назад, говорится: «Верую во <…> единого Господа Иисуса Христа Сына Божия…».

В Священном Писании есть несколько наименований Второго Лица Святой Троицы. И выражение «Сын Божий» — не единственное. Разные наименования Второго Лица Святой Троицы показывают нам разные Его действия, энергии, проявления в мире. Второе Лицо Святой Троицы в Священном Писании именуется и Ангелом Великого Совета (см. Ис. 9:7) — то есть тем, кто сделал известным Великий Совет Трех Лиц Святой Троицы о сотворении и последующем спасении человека.

Второе Лицо именуется и Премудростью Божией (Притч. 8:9). Это наименование используется в богослужебных текстах. В паремии на Богородичные праздники слышим: «Премудрость «созда Себе дом…» (Притч. 9:1)». В русском переводе: «Премудрость построила Себе дом». Под «Премудростью» святые отцы всегда подразумевали Второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия.

Речь в этой паремии — о воплощении Сына Божия, а Богородица, образно говоря, стала «домом» воплотившегося Бога. Также мы можем эти слова отнести и к человеческой природе Господа. Потому что «Премудрость созда Себе дом» — это и о том, что Господь изволил принять в Свою Ипостась человеческую природу, или — «облечься» в человеческую природу.

Почему Христа называют Сыном Божиим? Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва

Обратим внимание и на сотериологическое толкование этих слов: каждая человеческая душа может стать домом Премудрости Божией. Цель нашего создания — обожение. Через обожение человека происходит обожение всей твари. Именно к этому нас призывает Господь. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Апок. 3:20) — так об этом сказано в Апокалипсисе.

Второе Лицо Святой Троицы в Священном Писании называется Словом (по-гречески — Логосом). Апостол Иоанн Богослов начинает свое Евангелие именно с этого наименования: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Он не пишет даже: «В начале был Сын», а — Слово.

Почему Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы назван Словом? Здесь уместно употребить аналогию человеческого ума и человеческого слова. Слово человека делает известным то, что находится в его уме. Если руководствоваться этой аналогией, то можно сравнить (не в буквальном смысле, а только в рамках аналогии) Бога Отца с Умом, который рождает Слово.

Никто не может знать, что в уме у человека, пока человек не вербализует свою мысль — не произнесет слово. Также никто не может познать Бога, пока Сам Бог не откроется в Своем Слове. Поэтому мы верим не только в Бога Отца, но и в Бога Слово, благодаря Которому мы познаем Бога Отца.

Второе Лицо Святой Троицы именуется Сыном Божиим. Среди иных наименований Второго Лица Святой Троицы в символ веры вошло именно это наименование. Никео-Цареградский символ веры защищал православие от арианской ереси. Арий, как известно, отрицал, что Христос — Сын Божий по естеству. Арий учил о том, что Сын Божий не рождается от Бога Отца, а сотворен Им и таким образом, не имеет той же природы, что и Бог Отец. Наименование «Сын» наиболее точно указывает на тождество природы: у Отца и у Сына одна и та же природа. Когда мы говорим: «Сын Божий», подразумеваем под этим то, что Сын Божий абсолютно тождественен по природе Богу Отцу. Как Отец — Бог, так и Сын, рождаемый от Него — Бог. А никакое не «высшее творение», как о том учил Арий.

Любая ересь — это не просто «неправильные формулировки». Самое страшное в том, что ересь наносит урон духовной жизни человека. Вот мы говорим, например, сейчас о ереси арианства. Казалась бы, какая разница: верить так или иначе? Как сказал бы кто-нибудь из современных либералов: «Бог — Один, только представления о Нем разные. Давайте и так верить, и по-другому, Бог все равно выше наших представлений о Нем».

Но давайте подумаем о том, как страдает духовная жизнь от того или иного заблуждения. Чем отличается христианство от других религий? Оно отличается тем, что в христианстве есть возможность соединиться с Богом. Эта возможность открывается нам благодаря тому, что Бог стал Человеком. Он соединил в Себе божественную и человеческую природу. Причащаясь Христу — соединяясь с Его Телом и Кровью, мы соединяемся с Богом.

Если мы станем на позицию арианства о том, что Сын Божий — не Бог, а творение, то мы обрубаем эту связь. Зачем тогда причащаться? Тогда никакой связи между человеком и Богом быть не может, если Иисус Христос — просто человек. Даже если, как учил Арий — Христос — это высшее творение.

Именно ради того, чтобы человек имел возможность двигаться истинным путем спасения к Истинному Богу, а не погибнуть на ложных духовных путях, отцы Вселенского собора отстаивали чистоту Православия от губительных еретических измышлений.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.