Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Они вошли в короткий список Премии

Общество
Недавно стало известно, какие писатели вошли в короткий список Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия текущего сезона. Включение в этот список – уже признание значимых заслуг автора перед нашей художественной словесностью.

Напомню, что в короткий список вошли:

Байбородин Анатолий Григорьевич, прозаик, детский писатель, литератор;

Богатырев Александр Владимирович, режиссёр-документалист, кинокритик, писатель;

Бурляев Николай Петрович, кинорежиссёр, писатель, поэт;

Воронцов Андрей Венедиктович, прозаик, критик, публицист, популяризатор литературного творчества;

Дмитриев Сергей Николаевич, писатель, главный редактор издательства «Вече»;

Козлов Сергей Сергеевич, писатель, сценарист, журналист;

Лютый Вячеслав Дмитриевич, заместитель главного редактора журнала «Подъём», литературный, публицист;

Шацков Андрей Владиславович, поэт и журналист.

Литературное произведение может быть абсолютно верным по своей идее, основной мысли, интересным по теме и сюжету. И все-таки нужно, чтобы оно затрагивало какие-то струны нашего сердца, чтобы что-то в нас отзывалось на него – тогда оно станет любимым. Поэтому в разговорах о литературе всегда будет присутствовать субъективная нотка.

Хочу коротко сказать о том, что мне самому особенно интересно и близко в творчестве номинантов премии этого года.

Анатолий Григорьевич Байбородин ранее уже входил в список номинантов Патриаршей литературной премии. Я знаю и помню, что он писал рассказы, но в первую очередь его воспринимаю как прозаика, создающего объемные произведения: повести, романы. Если бы кто-то, не знающий этого мастера пера, спросил у меня, кто такой Анатолий Григорьевич Байбородин, первое, что я бы сказал: «Автор повестей и романов». Но в последнем номере журнала «Родная Ладога» за 2024 год я увидел «Путевые вехи» Анатолия Григорьевича, созданные им на основе дневниковых записей. И для меня открылась еще одна грань таланта этого литератора. Тексты совсем небольшие, при этом сохраняется очень узнаваемый авторский стиль Анатолия Байбородина, его своеобразное построение предложений. Например «Зерна» – с этого небольшого произведения начинается журнальная подборка. Текст маленький, а предложения – большие, их всего три. И построение «Зерен» не позволяет даже сомневаться: это рука Анатолия Григорьевича. Процитирую небольшую часть: «Русские писатели в мысленном озарении, в душевном дивлении, запечатлев на скорую руку тающее мгновение, щедро засевали повествование зернами живых зарисовок, и зерна либо светились во мраке повествования звездной россыпью, либо зерна, засеянные не в камень, не в расхожий проселок, но – в ласково вспаханную, нежно бороненную сказовую ниву, рождали обильное повествовательное жито. А ежели сочинитель не ведал, куда засеять зерно, или скорбел, что зерно сгинет в долгой и мудреной повести, то собирал зерна в лукошко – рождались краткие сказы: «затеси», «зерна», «подорожники», «камешки на ладони»». Изумительно трогательно и глубоко сказано.

Они вошли в короткий список Премии Фото: Shutterstock

У Александра Владимировича Богатырева я особенно люблю рассказы о вере и верующих людях, о святых прежних времен и о подвижниках наших дней или недавнего прошлого: «О блаженной Ксении», «Памяти отца Николая Гурьянова», «Здесь служил отец Серафим (Тяпочкин)», «Отец Симеон (Нестеренко)». Про отца Симеона Александр Богатырев написал также целую книгу. Она называется «Чудо – дело тихое». Как истинный мастер слова, он находит образные, оригинальные сравнения, позволяющие читателю лучше понять самое главное: «Духовный труд батюшки можно сравнить с работой ткацкого станка, где натянута основа, а челнок, проходя через нее, вплетает разноцветные нити, и так, шаг за шагом, ткется полотно. Основа – это православие. А челнок – батюшка Симеон, сплетавший нити жизни многих людей в общее полотно. Так индивидуальные человеческие судьбы соединялись им в единое Тело Христово. Он был воистину пастырем добрым и мудрым наставником».

Николая Петровича Бурляева знают в первую очередь как режиссера, бессменного многолетнего организатора, руководителя Славянского форума искусств «Золотой Витязь». Мне хочется обратить внимание читателей на два удивительных четверостишия из его стихотворения, написанного в 1983 году:

Я над пропастью любуюсь бездной горной,

Не боюсь сорваться, легче пуха…

Жизнь хрупка, не вечна – смертной формой,

Но мощна, нетленна – Светом Духа.

Обветшают книга, кинопленка,

Холст, вода размоет камня груду…

Смысл жизни – в чистоте ребенка.

Цель – помочь душой подняться людям…

Надо задуматься, чтобы понять смысл жизни, и Николай Петрович через эти глубокие слова нам помогает это сделать.

Я уже вспоминал сегодня недавнюю публикацию в журнале «Родная Ладога», говоря об Анатолии Григорьевиче Байбородине. В четвертом номере журнала «Москва» за прошлый год вышла статья Андрея Венедиктовича Воронцова «“Хожение” русского священника в Крым XVII века», в которой он рассказывает читателям о малоизвестном, забытом памятнике древнерусской литературы. Краткое название этого произведения – «Сказание священника Иакова», полное – «Повесть известна и удивлению достойна о мощах неведомого святого, како обретошася и в коих странах и в коем граде и в которое время списано многогрешным попом Иаковом в лето 7143 (1634) года». Этот священник был в рядах посольства, направленного в Крымское ханство. Речь в статье идет как о произведении и описанных в нем событиях, так и об истории Крыма, христианской жизни на этой земле. Читать эту статью интересно. Там есть вопросы, которые Андрей Воронцов только ставит – будем надеяться, что со временем историческая наука сможет дать точные ответы.

Весной, когда все мы с особым чувством вспоминаем о важном юбилее – 80-летии Победы в Великой Отечественной войне, из книг Сергея Николаевича Дмитриева я чаще всего открываю сборник «Ратные стихи. От Рюрика и Бородино до Прохоровки и СВО». Как понятно из названия, здесь немало стихов, посвященных войнам разных времен. Мне особенно нравится стихотворение «Русская дорога». Оно находится в заключительной части сборника. Не о битве, а о всей русской истории и обо всех нас. Приведу из него несколько строк:

Дорога, русская дорога,

Как парус на семи ветрах,

Летит под горочку полого

И исчезает в небесах…

…На русской вековой дороге –

Погосты, церкви, города,

Трактиры, села и остроги,

И лет бегущих череда.

На ней колдобины и ямы,

И тропы, что приводят в ад,

Но путника спасают храмы

Да древний жизненный уклад…

…Дорога русская сурова,

Но ей прерваться не дано.

Она Руси самой основа

И жизни русской полотно.

Бегут извечные дороги

По русским далям и полям,

Нам путь указывая к Богу

И к нашим русским небесам.

У Сергея Сергеевича Козлова есть роман «И.О.В.». Его стоило бы почитать нашим современникам. В художественной форме Сергей Козлов напоминает читателям о вечных истинах: о том, что и в богатстве, и в достатке, и в бедности надо стараться остаться человеком, не растерять сострадательность и добросердечие. Художественное слово часто действует сильнее прямых призывов, обращений, публицистики. Сергей Козлов в романе показывает: поделиться чем-то может как богатый человек, так и очень бедный, потому что рядом нередко оказывается тот, кому еще хуже. У одного нет почти ничего, а у другого совсем ничего. И если тот, у кого есть совсем немного, делится с тем, у кого вообще нет ничего, это дорогого стоит – нить милосердия, человечности тянется дальше. Всем нам необходимо помнить об этом.

Имена писателей прошлого, ставших классиками, известны всем образованным людям. Если же говорить о современности, то со стопроцентной уверенностью никто не может сказать, чьи произведения войдут в школьную или вузовскую программу, чьи имена будут известны и через века. Свое мнение о работах современного автора, свои впечатления порой хочется сравнить с точкой зрения авторитетного знатока. Как-то я прочитал строки Вячеслава Дмитриевича Лютого о стихал Николая Зиновьева (лауреата Патриаршей литературной премии 2022 года) и поразился, насколько они точны: «Стихи Николая Зиновьева лаконичны. В них всегда есть начальная, почти графическая миниатюра, которая затем соединяется с авторским заключением. Оно бывает разным – это упрек или горький вздох, сокровенная формула показанного или понуждение к поступку, пусть даже и малому […] Здесь нет обилия деталей и спектра чувств – только самое необходимое для того, чтобы соединить в одно целое Русский мир, русского автора и русского читателя».

Есть темы, которые не потеряют актуальности ни при каких обстоятельствах и никогда не будут раскрыты полностью. Всегда будет то, что еще не сказано, что нужно и важно сказать, особенно если это поэтическое слово. «Сказы Куликова поля» Андрея Владиславовича Шацкова подавалась на конкурс изданий «Просвещение через книгу» и вошла в число призеров в 2022 году. Отмечена она была как духовно-патриотическое издание. Как-то сами собой тогда запомнились строки из нее:

И пока над Россией звенят стремена,

Да пребудет одна у России потреба:

Чтобы вдосталь хватило на все времена

Благодатного, вольного, синего неба!

Тут приходят на ум слова Евангелия: «Не хлебом одним будет жить человек» (Мф. 4: 4). Тем и отличается русская душа – глубиной, нематериальной мотивацией в своих поступках, не все в жизни завязано для нее на «куске хлеба» или на рациональном расчете. И главное, что характеризует любого культурного и воспитанного русского человека, гражданина своей страны – это генокод его народа, принадлежность определенной идентичности. Кто не знает «Преступления и наказания» или «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе», кому чужды полотна И. Е. Репина, В. М. Васнецова, А. А. Иванова, скучна музыка М. И. Глинки, П. И. Чайковского или Н. А. Римского-Корсакого, неинтересна история Смутного времени или Великой Отечественной – скорее всего у него что-то сломано внутри, он с большой вероятностью «выпадет» из общего хода жизни. Дар слова, наличие интеллекта – главное отличие человека от прочих творений Бога, разных, милых и не очень зверушек, но движимых исключительно рефлексами. Но именно слово возвышает человека над всем тварным миром.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.