Главное
Истории
Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Как иностранцы пытаются выучить русский язык

Как иностранцы пытаются выучить русский язык

Почему дети любят страшные игрушки?

Почему дети любят страшные игрушки?

Синемания. Премьера спектакля «Хорошо там, где мы есть»

Синемания. Премьера спектакля «Хорошо там, где мы есть»

Офисные болезни

Офисные болезни

Кто спасет отечественный кинематограф?

Общество
Не устану повторять: если мы ставим перед собой задачу восстановить российскую киноиндустрию (надо ли кого-то убеждать в том, что она того требует?), мы можем оставить в покое ныне действующих специалистов — режиссеров, операторов, актеров. Нужно всеми силами опекать и учить тех, кто придет в кино завтра. Тех, кому сегодня по 15-16 лет.

Год назад я получил предложение возглавить направление «Кино» в Московской музыкальной школе имени Гнесиных, и вот, можно подводить первые итоги. Год назад мы набрали 12 человек, девятиклассников. По государственной программе, на бесплатное обучение. Три года, до выпуска, эти ребята будут, помимо прочего, углубленно изучать кино — и как искусство, и как ремесло.

Когда год назад я с энтузиазмом высказывался по поводу самой идеи готовить узких специалистов — музыкантов-профессионалов, заточенных именно на кинопроизводство, единственное, что меня немного тревожило, так это сами учащиеся. Я не знал этих ребят, на отборочном конкурсе мы только знакомились, и сомнения нет-нет, да и просыпались где-то в душе: потянут ли?

Так вот: как же они меня порадовали! Порадовали, удивили и вдохновили. Вот эти молодые ребята и девчонки — какие же они молодцы! По результатам года они представили свои работы — пятиминутные фильмы. Я восхищен. Они ухватили суть кино как искусства, уловили его поэзию, почувствовали его язык. Они поняли в кино главное. Освоить кино как технологию им сегодня несложно. Боже мой, они в свои пятнадцать запросто монтируют полноценные (пусть и небольшие) фильмы просто на мобильных телефонах!

Они уже художники. Они понимают всё. Вот вам иллюстрация: я дал задание посмотреть «Апокалипсис» Копполы, проанализировать его и ответить на вопрос: кто главный герой фильма? Сделайте паузу, отвлекитесь от чтения и проверьте себя: как бы вы ответили на этот вопрос? Так вот, мои ребята — все и каждый сам по себе! — дали мне один и тот же ответ. И этот ответ, могу поспорить, родился в голове далеко не у каждого читающего эти строки. Они ответили так: главный герой «Апокалипсиса» — это война. Они поняли всё. В свои пятнадцать лет. Наши труды, наше упрямое исповедание Кино как магии, как искусства, — всё это не прошло зря.

Эти ребята и девчонки даже внешне преобразились за год. Они мало того что стали по-другому выглядеть, одеваться и красить волосы; они по-другому стали говорить и смотреть. Я люблю наблюдать за людьми — и в данном случае я испытываю настоящее счастье от своих наблюдений.

Они научились работать вместе, в команде. Они сами пишут сценарии, сами друг друга снимают, сами монтируют — уж не говоря про работу со звуком. Они уже посмотрели много хорошего кино и начали самостоятельно рассуждать о том, что видели. За свои работы все они получили «пятерки». Хотя нет, картина не столь радужная: из двенадцати учащихся двоих пришлось отчислить за неуспеваемость. Это, кстати, моя принципиальная позиция: образование должно существовать в определенных рамках, свободная система координат — не мое. Но из оставшихся десяти все десять — источник радости, гордости и вдохновения. За каждого из них я благодарен воспитавшим их родителям. Я благодарен педагогам, которые вкладывают в каждого из них все свои знания и саму душу. Я бесконечно благодарен ректору Гнесинской школы Михаилу Хохлову, ведь сама эта блестящая идея — организовать кино-направление в школе — принадлежала ему.

Кто спасет отечественный кинематограф? Фото: Дмитрий Белицкий / АГН Москва

Что дальше? Учеба. Ещё два года учёбы. Для десятиклассников программа меняется: если на первый год я формулировал для себя задачу — сделать из них квалифицированных зрителей, то второй год обучения будет посвящен уже более практическим вопросам, то есть они будут работать, практиковаться. Сегодня мы планируем сотрудничество с «Москино» и «Кинопарком», с телеканалом «Культура» — чтобы ребята там проходили практику. А еще в этом году предстоит новый конкурс и набор в новый девятый класс.

Я очень рад, что сегодня в Москве есть городская программа «Москино». Рад, что Москва инвестирует в строительство новых съемочных павильонов. Это тоже очень важно. Чтобы у художника была возможность высказаться, должна существовать индустрия кино; а чтобы киноиндустрия существовала, страна должна производить не менее 240 фильмов в год. Разных: хороших, плохих, гениальных, средних — тут это не так важно; так это происходит во всем мире, в конце концов. Количество перерастет в качество. Важно, чтобы существовало поле для маневров. И та инфраструктура, которую сегодня создают в Москве, — работать в ней через два-три года придут вот эти самые мои ученики!

Когда я подписывал им «пятерки» в зачетках, я радовался так, будто я сам сдал трудный экзамен. Но, радуясь за этих удивительных ребят, я все равно переживаю. И вот почему. Они же не первые прекрасные молодые ребята, которые приходят в искусство кино, чтобы изменить мир. Авторы сегодняшних фильмов, которые я отношу к категории «Г» и за которые стыдно даже мне, не имеющему к ним отношения, — все они, как правило, люди с хорошим кинематографическим образованием. Они тоже когда-то были юными талантливыми романтиками. Они росли на великих советских фильмах, восхищались хуциевским «Июльским дождем» и азартно обсуждали художественные приемы Тарковского. В конце концов, они учились у великих мастеров. Как произошел этот переворот — в буквальном смысле: как всё стало с ног на голову? Великое советское кино просто ушло. А российское кино, которое пыталось быть похожим то на американское, то на европейское, в конце концов вообще утратило всякую идентичность. У нынешнего российского кино нет лица, в нем нет содержания, оно пусто. В зеркале российского кино отразилось то, что меня лично просто пугает, — оно отражает пустоту в нас самих.

Так как же уберечь от чего-то подобного моих нынешних юных учеников — таких талантливых, таких чистых? Опекать и беречь. Помогать и направлять. А еще — не скрывать от них правду. Тем более, что они и так уже всё понимают. А правда в том, что мы, их учителя, и я лично, Юрий Грымов, — мы не уберегли, не сохранили то, что имели. Пусть эти юные талантливые ребята не повторяют наших ошибок. Пусть они бьются за свои идеалы. Пусть летят к своему солнцу, не боясь опалить крылья. Только такие люди по-настоящему меняют мир к лучшему.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.