Автомат или чемодан?
Вокруг России — и на ближних, и на дальних рубежах — выжигают все ей дружественное. Как-то одномоментно все начинает (пока словесно, ментально) вспыхивать: Армения, Азербайджан, но ярче всего в Сербии.
…Было бы желание, а повод найдется. Протестующие в Сербии студенты, наверное, уже и подзабыли, из-за чего их вывели на улицы и площади. 1 ноября 2024 года на железнодорожном вокзале в городе Нови-Сад обрушился козырек на выходе. Погибли 16 человек. Незадолго до этого объект был отреставрирован. Видимо, строители сжульничали. Это стало поводом для обвинения городских властей в коррупции при заключении договора. Внезапно (по опыту других цветных революций известно, откуда берется эта внезапность) по всей стране невероятно возбудились студенческие организации, потребовавшие от официального Белграда провести расследование и наказать бракоделов и покрывавших их чиновников. Других требований изначально не выдвигалось, но вскоре веселые движи молодежи возглавили опытные оппозиционеры — и началась большая политика.

Первый удар митинговой стихии, случившийся в марте этого года, сербская власть выдержала. Главная движущая сила протестного движения — очарованная сказками о красивой жизни в Евросоюзе молодежь — пар выпустила, и на время на улицах стало тихо. Вучич в мае съездил на победный парад в Москву, где рассказывал Путину о дружбе с Россией. А через месяц поехал… в Одессу, где пообещал Зеленскому восстановить то ли пару городов, то ли целый регион, «разрушенный русскими». Подобные метания были восприняты проевропейски ориентированной сербской оппозицией и ее западными кураторами совершенно объективно: Вучич слаб. Слабых бьют, и новый накат оппозиции на власть в Сербии это подтверждает. Протестующие требуют отставки Александра Вучича, досрочных президентских выборов и роспуска парламента. В ночь на понедельник оппозиционеры заблокировали 24 транспортные развязки в Белграде и перекрыли движение еще в 18 городах Сербии. К утру полиция смогла вытеснить митингующих, и движение транспорта было нормализовано. Но молодежь опять зовут на баррикады…
Президент Вучич после беспорядков в Белграде обратился к народу: «Никакие протесты не могут быть сильнее государства. Неужели они действительно думали, что они сильнее государства? Сильнее государства никого нет». Это правильные слова. Вопрос: последуют ли за ними дела? «Многовекторность» в современном мире, который подталкивают к мировой войне, уже не проходит: надо определяться.
Возможно, президент Сербии Александр Вучич уже реально стоит перед выбором: то ли по примеру Александра Лукашенко взять в руки оружие и готовиться биться за сохранение власти, то ли собираться в Ростов-на-Дону и обустраиваться там по соседству с Виктором Януковичем и Башаром Асадом. До этого сербский лидер показывал завидное мастерство лавирования между Евросоюзом и Россией. Теперь, похоже, ситуация у него — как в логопедической скороговорке: лавировал, лавировал, да не вы лавировал.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции