Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Часто слышим: не хочу молиться

Общество
Нередко от современных молодых христиан мы слышим: «Не хочу молиться. Кому это надо? Для меня подвиг — это неравнодушие, когда люди страдают, и делать добрые дела. А что до молитвы — знаю «Отче наш», и эту молитву читаю, и когда плохо, и когда хорошо. Бог меня понимает».

Человек хочет быть с Богом, но не хочет молиться. Это все равно, что влюбленный молодой человек скажет: «Я люблю свою девушку, но разговаривать с ней не хочу. Мне достаточно, что я раз в неделю ей смс-ку посылаю или дарю коробку конфет, и на этом все».

Почему действительно, так важно молиться Богу? Почему недостаточно для спасения быть неравнодушным к страданиям других и просто делать добро?

Чтобы разобраться с этим вопросом, надо в начале понять, что такое молитва. Молитва — это общение с Богом, с Тем, Кто не только дал нам жизнь, но и дает силы, чтобы развить в себе доброе начало и наследовать спасения. Когда мы обращаемся к Нему с своими просьбами, радостями, скорбями, мы просим Его участвовать в нашей жизни или благодарим за участие. Молитва — это не просто вычитывание какого-то набора текстов, она должна быть живым диалогом с Богом или Его святыми. Человек всем своим существом, духом, душой и телом, должен обратиться к Богу. Христос говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 13:20). Как человек это может осуществить? Да, для выражения любви к Богу добрые дела необходимы, но они не могут совершаться без помощи Божией: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). А обращение должно быть живым, проникнуто любовью. Чтение одной молитвы приводит к привыканию, она не доходит до чувств.

Святитель Феофан Затворник пишет, что, если появилось привыкание к словам молитв и произносимое уже не трогают душу, надо брать другие молитвы, каноны, акафисты, и читать, чтобы душа напрягалась. Их — много, и они разные, используйте их для питания своей души. Потому что здесь главное не просто какой-то определенный набор слов произнести — это же не магия, не ритуал. Это — наше взаимодействие с Господом, делая добрые дела мы выступаем ему соработниками, и необходимо при этом иметь с Ним общение. Человек либо этого желает, либо нет. И если он не хочет молиться, нужно честно самому себе сказать: да, мне не всегда хочется общаться с Богом, я хочу все делать сам. Здесь мы возвращаемся к греху первых людей — Адама и Евы. Они решили жить без Бога, проявив самость. Так же поступаем мы, отказываясь от молитвы, но при этом мы обижаемся, если не получаем просимого от Него. Или негодуем: «Да слышит ли Он? Почему не помогает?! Мне же (или кому-то из моих близких) плохо!» Так значит, надо для начала определиться — наша молитва чем является: прошением, требованием, отработкой долга или проявлением сыновней любви к своему Небесному Отцу? Никогда Бог от Своего создания не станет требовать непосильного — денно-нощных стояний на коленях и множества поклонов. Современным людям это невозможно выполнить.

Часто слышим: не хочу молиться Фото: Shutterstock

Ведь можно молиться и кратко, просто произносить в течение дня «Господи помилуй», или время от времени читать Иисусову молитву, или другие краткие молитвы, например, Божией Матери: «Пресвятая Богородица, спаси нас!». Это будет не только притягивать Божие благословение в нашу жизнь, но и очищать душу от скверны.

Не то чтобы кто-то призывает выкладывать Богу как некий оброк двадцать или десять минут своего времени утром и вечером, прочитать несколько канонов и кафизму. Все должно делаться по силам и с любовью к Богу. Просто механическое чтение, ради прочтения — это фарисейство. Должно сердцем принять молитву, прочувствовать ее. Суть нашего обращения к Богу — быть ближе к Нему. Господь ждет именно живого от нас обращения, чтобы мы не «форму» вычитывали, а старались через слова молитвы искать способ общаться с Ним, услышать, что Он нам в ответ говорит — через наши обстоятельства жизни, через людей, ситуации, в которые Он нас ставит. Что Он хочет от нас? Разве это не важно понимать для верующего человека?

Церковь предлагает утром, вечером и в течение дня читать молитвы с тем, чтобы мы научились обращаться к Богу постоянно, как говорят святые отцы, памятовать о Нем каждую минуту нашей жизни.

И на вопрос: «Кому это нужно?» отвечаем, что это нужно самому человеку, его бессмертной душе. Потому что те отцы, которые говорят о молитве, сами много молились, и делали они это добровольно, никто их не заставлял, они просто поняли, насколько это прекрасно — живое общение с Богом, пребывать в любви Божией.

А плоть не хочет молиться, ей больше нравится лениться. Наши телесные чувства, стремление к наслаждению и прочее, — все это мешает духовному деланию. Поэтому отцы говорят, что молитва — это труд. И труд очень серьезный. И должно быть искреннее желание и горение человека искать в молитве прямую связь с Богом.

Воцерковленные православные христиане знают, что порой горение и желание молиться уходит. А уходит это желание нередко за нераскаянные грехи, которым не придается значение. Бывает, что и монаху, проведшему много лет в подвиге, Господь посылает испытания внутренней нечувствительностью, как это было у преподобного Силуана Афонского. И тогда христианин должен продолжать молитву в сухости сердца, как отцы пишут, как если бы человек брел через знойную пустыню и надеялся, что впереди будет оазис с водой и отдых измученному путнику. Это уже подвиг, совершать его надо посильно. Но даже в таких состояниях бросать молитву не стоит ни в коем случае, чтобы не давать повода к угождению плоти, как апостол Павел пишет (см. Рим. 7: 14-19). Наша плоть сказала — сегодня не молимся, не хочу, а душа, как рабыня, послушались — вот такого быть не должно.

Нередко люди хотят кидаться из крайности в крайность. Либо все предписания до буквы выполнять, либо, если свобода и можно вообще ничего не делать, то «Бог меня и так понимает», как порой думают некоторые.

А Православие учит о спасении души, которое достичь без помощи Божией невозможно. Оно не дает жестких предписаний, но в то же время говорит, что не нельзя и расслабляться, и молитва — это разговор с Богом нашей души.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.