Осень понтифика
Поэтому выдвигается много версий, в том числе спекулятивного характера. Чтобы понять глубинные причины, стоит задуматься, в какой ситуации находится сегодня не только Католическая церковь, но и мировое христианство в целом.
В прошлое воскресенье Патриарх Кирилл принимал нового посла России в Ватикане Александра Авдеева. И в ходе беседы заговорил о римском понтифике.
«Вызывает уважение его мужественное стояние на той основе, которая связана с апостольской традицией, - сказал Патриарх. - Мы переживаем сегодня исторически очень значимое время. Ничего подобного в прошлом не было. Сегодня по самым главным вопросам современности наши точки зрения во многом совпадают. И мы должны подумать о том, что это значит для нас, и как мы можем дальше работать вместе для того, чтобы слова христианской проповеди были убедительны и для Востока, и для Запада».
Конечно же, эти слова адресовались не послу Авдееву. Это был сигнал Бенедикту XVI в расчете на его ответную реакцию, приглашение к диалогу, а, возможно, и встрече.
То, что прозвучало из Ватикана на следующий день, было совсем не похоже на ожидаемый ответ. А в понедельник Папа Бенедикт, как его еще называют - римский понтифик, заявил, что отказывается от своего поста. Прямой связи между этими фактами вроде бы нет. Так совпало. Но были слова Патриарха всего лишь данью дипломатической вежливости?
Вот что говорил понтифик в связи со своим уходом.
«Неоднократно испытав свою совесть перед Богом, я пришел к уверенности, что моих сил, из-за преклонного возраста, больше не достаточно, - признался он. - Я вынужден признать свою неспособность должным образом исполнять вверенное мне служение. Поэтому, хорошо понимая серьезность этого акта, я при полной свободе заявляю, что отказываюсь от служения Римского епископа».
Если и не прямую, но все-таки определенную связь между словами Патриарха о понтифике и неожиданным отречением Бенедикта XVI от папского престола обнаружить можно.
В отношениях Русской Православной Церкви и Ватикана в последнее время, и в самом деле, наступил совершенно особый период. Речь не о вероучительном сближении, тут обе Церкви непоколебимы в своих догматах. Речь - о жизненной необходимости стратегического союза в отстаивании традиционных консервативных ценностей, которые, так уж получается, защитить в современном мире больше некому.
Это понимают и в Москве, и в Ватикане. Но очевидно и другое: чтобы вести такой диалог на должном уровне и на равных, нужно немало сил и энергии. И, прежде всего – лидерам. Конечно, на фоне деятельного и энергичного Патриарха Кирилла немощь понтифика была бы тут слишком контрастной. Возможно, и такого рода соображения подтолкнули Папу Бенедикта XVI к его мужественному поступку. Он решил уступить место человеку более молодому и здоровому. А самому – сосредоточиться на уединенной молитве.
Ведь, по его же словам, «служение, в силу его духовной сущности, должно исполняться не только делами и словами, но не в меньшей степени страданиями и молитвой». И вот в такой возможности его уже никто и ничто не сможет ограничить.
Читайте также
Нового Папу Римского обещают выбрать до католической Пасхи
После отречения Бенедикта ХVI от престола избрание нового главы Римско-католической церкви ожидается в максимально краткие сроки, до 31 марта. Как заявил Федерико Ломбарди, до избрания нового главы церкви этот пост останется свободным.
Сам Бенедикт ХVI пояснил, что к такому поступку его сподвигло понимание того, что у него не хватает сил для исполнения своих обязанностей. 16 апреля этого года понтифику исполнится 86 лет. Последний раз действующий понтифик отказался от престола в 1415 году. Тогда от сана отрекся папа Григорий XII, его преемником стал Мартин V. (подробнее читайте здесь)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции