Моя гражданская позиция по совести
По-моему, это не вполне правильно.
Это всё равно что обозначать семейного человека «влюблённым». Он-то, может, и влюблённый, дай ему Бог. Но всё ж – почувствуйте разницу. Вера и любовь – слишком сильные чувства, чтобы быть будничными, повседневными. Любовь – «не на каждый день». А семья – на каждый.
Помню, студентом-второкурсником я сдавал зачёт по дисциплине «Этика и психология семейной жизни». «Что является основой семьи?» - спросил преподаватель. «Любовь!» - радостно провозгласил я. И провалился. Потому что – «совместное ведение хозяйства». Это был марксистский учебник, а марксизм – экономическая теория.
В то же время, экономика – это не совсем этика и психология, верно? Я вот тут немножко пожил, подумал и откорректировал то моё неверное мнение. Семья основана на уважении. Знаете, почему?
Потому что жизнь – это труд. И по экономической теории, и так просто. Заставить себя полюбить, как ни старайся, ни трудись, - нельзя. А добиться уважения – можно. Любовь и вера – это то, что происходит с нами. Любить и быть любимым нетрудно. Поэтому случается так: сегодня люблю, а завтра не люблю, сегодня верю – завтра не верю. А вот уважать и быть достойным уважения – это работа. С работой нельзя так: сегодня на неё хожу – завтра не хожу. Помрёшь с голоду.
Верующие ли мы? Не спрашивайте. В эту секунду верующие, в следующую – нет, иначе откуда бы взяться грехам. Но мы религию уважаем. Это – наша позиция.
Помните, как Савва Игнатьич в фильме «Покровские ворота» говорил: «Живут не для радости, а для совести»? Он был, конечно, персонаж комичный, к тому же «не прав по жизни», и слова эти (осознанием которых, кстати, а вовсе не смертью Анны заканчивается роман «Анна Каренина») никто не воспринимает всерьёз.
Напрасно. Может, от этого так и мучаемся. Знаете ведь парадокс в чём? Радость – либо тает в руках, либо вовсе недостижима. По совести – легче жить.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
23 июня - День Святой Троицы. Пятидесятница
О смысле и традициях великого православного праздника «ВМ» рассказал игумен Сергий Рыбко.
Через десять дней после Вознесения Господня наступил праздник Пятидесятницы – 50-й день после Пасхи. Он отмечался еврейским народом, в честь дарования Моисею десяти заповедей. В этот день ученики Христа собрались все вместе. И внезапно сделался шум и с неба на апостолов сошли языки пламени. Так сбылось то, о чем говорил Спаситель – состоялось сошествие Духа Святого. И апостолы начали говорить на иных языках. (далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции