Верь, бойся, проси
Форма в этом случае оказывается, как правило, сильнее содержания. Красиво сложенной фразе доказательства не нужны. Ее с удовольствием повторяют, даже не пытаясь соотнести с реальностью.
Сказано, например: в здоровом теле здоровый дух. И это звучит как аксиома. Хотя любой, даже не слишком мыслящий человек, способен сообразить, что никакого смысла в этой сентенции нет. Сколько угодно вокруг здоровяков со слабым духом и инвалидов - духом сильных.
Но расхожие слова с успехом прикидываются мудростью. И многие охотно делают их жизненным девизом, поучают ими окружающих. Такова и популярная формула «не верь, не бойся, не проси». Она родилась в уголовных кругах, а теперь особенно в ходу среди тех, кто считает себя креативными.
Как-то эти слова были даже девизом концерта популярного барда. «В них есть сакральное и ничего уголовного, - пояснял автор-исполнитель, - это формула независимого духа». А недавно в очередной раз это же заклинание провозгласил тоскующий по прошедшим временам теледеятель 90-х. Потеряв надежду на возвращение прежних порядков, он призвал единомышленников «просто жить, не веря, не боясь, не прося никого ни о чем».
Звучит эта формула всегда как абсолют. Никто же не делает оговорок: кому и во что можно верить или не верить, кого или чего надо не бояться, о чем и у кого не просить. Получается: никому не верить, ничего не бояться, ни о чем не просить.
Только есть и другая логика. Она как раз на вере основывается. На том, что верить надо обязательно, а без веры смысла нет ни в жизни, ни в человеке.
И страх сам по себе по этой логике вовсе не постыден. Бояться как раз нужно. Кого и чего – вот важное уточнение. «Начало мудрости – страх Господень», - говорит Библия. «Умножение страха – есть начало любви», - замечает святой богослов Иоанн Лествичник. Хотя есть при этом и библейские слова о том, что «в любви нет страха». Но они друг другу не противоречат. Потому что есть страх – рабский, а есть – сыновний, как это объяснял еще один святой богослов Филарет (Дроздов).
Библейские слова тем и сильны, что они предпочитают форме дух. И в этой логике человеку всегда понятно: во что именно – верить, чего – бояться, и у кого - просить. Тут ведь еще и источник важен. Так уж любят многие повторять как аксиому: никогда ни у кого ничего не проси. И нисколько их не смущает, чей это совет. Знают, но принимают.
А ведь есть и совет прямо противоположный, из противоположного источника: просите - и дастся вам. Но это уже вопрос личного выбора каждого. И это, пожалуй, главное, что людей либо разделяет, либо наоборот объединяет. Кого слушать. Во что верить. Чего бояться. Кого и о чем просить.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции